м узы ка
97
тельность оборачиваются историче-
ской обусловленностью, смирением.
Вот на какие чудеса способен бесчело-
вечный технократический подход к
несомненно обожаемой партитуре не-
сомненно обожаемого композитора.
А поклонники Вильгельма Фуртвенг-
лера, несомненно, будут плеваться.
..
(6, 13. 14)
из
Мессы
Машо (ок. 1340) и Два
этю-
да в древнегреческих ладах
Харри
Парча (1946),
Quodlibet
Джона Кейд-
жа (1950) и гимн
О virtus sapientiae
монахини Хильдегарды из Бингена
(XII в.) В обработке шведского на-
родного марша музыканты имитиру-
ют манеру игры деревенских скрипа-
чей —
наверное, из соответствующей
местности;
в
популярной
паване
Lacrymae
Джона Доуленда (XVII в.)
или
Фантазии на четыре партии
11ёр-
селла они ловко подделываются под
тогдашний консорт виол, заодно мяг-
ко пародируя звучание консортов со-
временных, „аутентичных“; грандиоз-
ный органум Перотина (XII в.) в их
исполнении подозрительно смахива-
ет на какой-нибудь минималистский
опус (правда, ни Райха, ни Райли, ни
Гласса здесь нет, но подобный репер-
Kronos Quartet
Early music
Кронос-квартет
„Ранняя музыка“
Джон Щерба,
Д
э в и д
Харрингтон, Хенк Датт,
Джоан Жанрено
Звук: Крэйг Силви и др.
Elektra Nonesuch 7559-79457-2
21 композиция
68:38
1997 год
Этот диск любезно по-
дарен „Вавилонской фоно-
теке“ композитором Ле-
онидом Десятниковым.
Вся
концертная
жизнь, а за ней и
звукозаписываю-
щая
индустрия
держатся на не-
скольких
крае-
угольных условно-
стях.
Каждый слушатель,
воспитанный на европейской тра-
диции потребления муз. продукта, их
без труда перечислит. Это, во-первых,
наличие триады
сочинитель — испол-
нитель — потребитель.
Во-вторых, са-
мостоятельность и замкнутость опуса.
В-третьих, познавательность процесса
слушания —
мы, как правило, желаем
поиметь с него не один только сердеч-
ный прибыток, но и некоторое попол-
нение умственного запаса. Это. впро-
чем, легко заключить из первых двух
уложений, практически всеобщих.
Подобный джентльменский набор
не свойствен тому, что мы привыкли
обозначать как
массовая культура.
В
ее рамках членение воспринимающе-
го сознания совсем другое. Имеет
значение не просто та или иная пес-
ня, но целая концертная или консер-
вированная программа, действующая
не чисто музыкально, но „суммой
технологий“. И действие это не имеет
целью никакой такой умственной
прибыли, а откровенно (в том и сила)
нацелено на бренную плоть.
„Кронос-квартет“ (Джон Щерба,
Дэвид Харриштон, Хенк Датт, Джоан
Жанрено) выламывается из всех воз-
можных рамок, как художественных,
так и индустриальных. Он существу-
ет уже более 25 лет, как какая-нибудь
монструозная рок-группа, сменив-
шая три-четыре поколения фанатов.
Как рок-группа, он един в нескольких
лицах и является публике наподобие
разросшейся (или, напротив, срос-
шейся) личности. Личность питается
от планетной музыкальной оболочки,
назовем ее
мелосферой.
Есть понятие
world music. Оно призвано обозна-
чить не историческое и этническое
разнообразие музык, накопленное в
земной
мелосфере.
а именно неотгра-
ниченность этих музык друг от друга.
Любую музыку, которой питается
„Кронос“, он перерабатывает в музы-
кальный материал для некоего ме-
тамузыкального строитель-
ства. Рядом оказы-
ваются
Купе
туар в большом количестве имеется
на других дисках „Кроноса“).
Сквозь любую музыку, даже самую,
казалось бы, непопулярную, проби-
вается здоровый популизм „крони-
дов“. Почти все номера представляют
собой специальные обработки. Сту-
дийные записи слушаются так. будто
сделаны при большом стечении не-
филармонического народа, где-ни-
будь на стадионе. Попавшему в такое
общество Шнитке (первая часть Хо-
рового концерта на стихи Нарекали)
неуютно —
все-таки и звучание, и бы-
тование этой явно нехитовой музыки
нарушены
очень
сильно.
Однако
ударный, атакующий, агрессивный
стиль квартета и тут выручает. Если
послушать диск целиком, выносишь
стойкое впечатление, что искусство
принадлежит народу, а ежели какое
искусство народу не принадлежит,
так это оттого, что „Кронос“ до него
еще не добрался. Впрочем, этот вы-
вод обманчив. При всей неразборчи-
вости и жадности до музыки участни-
ки квартета все же имеют критерий
отбора продукции. Она должна быть
общительной. А будет это качество
благоприобретенным в течение веков
(„классика") или свежесочиненным
(„понятная современность“),— как
раз неважно.
Все вышеизложенное прошу счи-
тать безудержной апологией „Кро-
нос-квартета“. (9, 15, 14)
Vivaldi
Les 4 Saisons
Вивальди
„Времена года“
Концерты RV 454*, 332
Энрико Онофри, скрипка
Паоло Грации ’. гобой
Il Giardino Armonlco. Milano
Джованни Антонине
Звук: Люсьен Россе, Роберто Кинеллато
ТеЫес 4509-97208-2
60:47
1994 год
Вивальди писал очередной из четы-
рехсот с лишним концертов быстрее,
чем работавший на него переписчик
его переписывал. Так утверждают
источники. Также источники утверж-
дают, уже несколько более завистли-
во, что Виватьди всю жизнь „писал
один и гот же концерт“. И хвата, и ху-
ла, истекающие из источников, вызы-
вают у потомков привкус штамповки.
А уки оМ агазин 2/1999
предыдущая страница 98 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн следующая страница 100 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст