м узы ка
95
Авторская рубрика
Бориса ФЯЛАНОВСКОГО
ВАВИЛОНСКАЯ
ігЛіФОНОТЕ Kfl
Напоминаем нашу сомнительную
шкалу оценок:
качество записи
(из 10 баллов):
„класс чистоты“,
свойственной
исполнению (из 15 баллов):
тайна,
или
чудо
(из 20 баллов)1.
Stravinsky
The Flood
Abraham and Isaac
Variations in memoriam Aldous
Huxley
Requiem Canticles
Wuorinen
A Reliquary for Igor Stravinsky
Стравинский
„Потоп“
„Авраам и Исаак“
Вариации памяти Олдоса
Хаксли
Requiem Canticles
Уоринен
„Ковчег мощам Игоря Стра-
винского“
London Sinfonietla
New London Chamber Choir
Сьюзан
Б и к л и
Д э в и д У и л с о н - Д ж о н с о н
Дирижер Оливер Нассен
Звук: Джобс Эберкардг. Ханс-Рудольф Мюл-
лер и др.
Deutsche G m m m ophon 447 06Я-2
69:57
1995 год
Отзыву на данную запись храни-
тель фонотеки несомненно должен
предпослать краткий —
за неимением
места —
Плач о судьбах современной
музыки.
Исполнительские навыки, потреб-
ные для полноценного воспроизве-
дения старой музыки (в том числе
и венских классиков, и ранних ро-
мантиков), оказываются во многом
сходными с теми, что позволяют
сколько-нибудь внятно донести до
пас содержание музыки Стравинско-
го. Композитор говорил —
и, кажется,
не без удовольствия,- что живому
исполнителю он предпочел бы меха-
1
Ьо.нх* подробно критерии оценки изложены и № 1
(21) 98, с. 117.
низм. Во многом это
не было полемиче-
ским преувеличени-
ем. Соприкоснувший-
ся с его музыкой инди-
видуум не устраивал
его как обладатель ин-
дивидуальности, всту-
пающей
в
отношения
с
авторскими
намере-
ниями. То есть: по Иго-
рю Федоровичу, исполни-
тель склонен преувеличи-
вать собственное значение
в процессе передачи этих
самых намерений. С подоб-
ными сетованиями смыка-
ются н брюзжания Стравин-
ского по поводу современ-
ных ему исполнений старой
музыки.
Действительно, в 50-60-е го-
ды еще не открыли той универсаль-
ной манеры, позволяющей исполнить
и мадригал Монтеверди, и какую-ни-
будь кантату Баха если не триум-
фально, то хотя бы сносно,—
конечно,
сносно для такого пронзительного
вкуса и слуха, какими обладал сверх-
профессионал Стравинский. И ран-
нюю музыку, и свою он полагал преж-
де всего совокупностью интерваль-
ных и ритмических связей, а вовсе не
средством передачи чувств. Зато упо-
мянутые связи и должны были вос-
приниматься чувственно. Что напи-
сано в нотах
надо не догадываться
головным мозгом, а чуять спинным.
Эстетизация ремесла для Стравин-
ского была жизненно важна. Рабочий
стол содержался в устрашающем по-
рядке, инструменты для письма напо-
минали о хирургических. На обложке
диска воспроизводятся замечатель-
ные фото Арнольда Ньюмена, иллю-
стрирующие
процесс
оформления
Стравинским музыкальной мысли:
на чистой бумаге с помощью специ-
ального прибора „стравигор“ рисуют-
ся нотные линейки, затем —
то, что на
них должно покоиться:
единица мыс-
ли
понемногу отрастает, обрастает
спутниками: наконец, аккуратно вы-
резается и отправляется на поиски
5 ^ * ^ п і tows*
подобных
и
места среди себе
контрастных.
В
полном соответствии с декларациями
автора музыка весьма гармонирует с
процессом ее создания. Так что к ней
трудно было бы подобрать лучшую
иллюстрацию. Считайте, что, разъяс-
нив картинку, хранитель фонотеки
бегло описал содержимое диска.
Планида поздних сочинений Стра-
винского, прежде всего вокальных,
невеселая (см. выше
Плач о судь-
бах).
Исполнительство должно бы-
ло до них дорасти, обогатиться опы-
том аутентнков, чтобы от передачи
чувств перейти к передаче
содержа-
ния
„как оно есть“. Трудно слушать
прижизненные записи того, что на-
писал Стравинский для пения, даже
под управлением автора. Превосход-
ная выучка и холодный терпкий звук
академического New London Cham-
ber Choir дали возможность наконец-
то (через тридцать лет после созда-
ния!) оживить Requiem Canticles,
„карманный реквием“, как называл
его автор. Чуть подводит остальных
исполнителей беззастенчивой виб-
рацией бас-баритон Дэвид Уилсон-
Джонсон. Наиболее уязвимое сочи-
нение (и по причине его соло, и, по-
жалуй, само по себе) - „Авраам и
Исаак“. Все прочие действительно
поражают неистовой яростью ма-
стерства
и заметно, что поражают
АупиоМ агазим 2/1999
предыдущая страница 96 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн следующая страница 98 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст