90
аудиоклуї
технической
оснащенности
именно
Центр звукозаписи „Decca“ был избран
в качестве одного из головных пред-
приятий для всей новой аудиовизуаль-
ной продукции классического направ-
ления „PolyGram“.
Однако никакое, даже самое лучшее
звукотехническое
оборудование
не
смогло бы обеспечить „Decca“ лидиру-
ющего положения, если бы не гене-
ральные составля-
ющие ее стратегии:
процесс записи и
монтажа, выбор ис-
полнителей и ре-
пертуарная
поли-
тика.
В послевоенные
годы любимыми ес-
тественными
сту-
диями звукорежис-
серов фирмы стано-
вятся
лондонский
Kingsway Hall, Vic-
toria Hall в Женеве
и Sofiensaal в Вене.
Именно в них впер-
вые удается добить-
ся передачи той сво-
боды пространства, „воздуха“, которые
так характерны для лучших записей
„Decca“, а также применить ориги-
нальную систему расстановки микро-
фонов —
так называемое „дерево".
Но времена меняются, многие при-
вычные удобные залы оказываются не-
доступными, и вместе с появлением
новых площадок в Вене (Konzerthaus),
Лондоне (Assembly Hall at Walthams-
tow), Амстердаме (Concertgebouw),
Берлине (Schauspielhaus и Jesus-Chris-
tus-Kirche) —
всего около двадцати пя-
ти новых точек, встает вопрос о созда-
нии целой индустрии для их быстрого
переоборудования специально для се-
ансов записи и для столь же оператив-
ного восстановления их прежнего со-
стояния. Известия о таких масштаб-
ных и дорогостоящих трансформациях
помещений, как полный демонтаж си-
дений в действующем католическом
храме или создание в нем
для
чисто
акустических нужд „ложного пола“ и
звукоизоляционных панелей для пре-
дотвращения внешнего шума (церковь
51. КшисЬе в Монреале), добавляют
восторгов просвещенных слушателей
по отношению к великолепным твор-
ческим результатам.
К числу особенностей и характерных
принципов можно отнести и деклари-
руемый „Песса" приоритет дирижера
или исполнителей в сольных и ансамб-
левых жанрах в качестве главных дей-
ствующих лиц процесса записи. Заслу-
живает высшего одобрения и другой.
вытекающим из первого принцип: по
окончании сеанса музыканты встреча-
ются в аппаратной, прослушивают и
в необходимых случаях корректиру-
ют вчерне сведенную двухканальную
запись, после утверждения которой ни-
какие существенные исправления не
допускаются, и работа звукомнженеров
и режиссеров на следующих этапах
монтажа ни в коей мере не долж-
на
нарушать
зву-
ковой
концепции,
утвержденной
ди-
рижером. Все эти
жесткие требования
и ограничения сло-
жились в результа-
те творческого об-
щения с признан-
ными звездами ми-
рового
искусства,
легендарными ди-
рижерами и выда-
ющимися
коллек-
тивами, чьи бесцен-
ные записи принесли славу не только
им самим, но и мастерам, сумевшим за-
фиксировать непревзойденное богатст-
во их творческого стиля. Основатель
компании Эдвард Льюис был удостоен
на родине рыцарского звания, а упомя-
нутый выше технический директор Ар-
тур Хедди — почетного титула ОВЕ
(Офицер рыцарского Ордена Британ-
ской Империи). Знатоки английских
традиций без труда оценят такую сте-
пень признания их заслуг.
Ориентируясь
на
артистов-звезд
(уже сияющих или только восходя-
щих), „Decca“ еще выше подняла план-
ку художественных приоритетов. По-
мимо чисто творческих моментов рабо-
та с такими знаковыми фигурами миро-
вого искусства, как сэр Джордж
Шолти,
Бенджамин
Бриттен,
Кетлин Ферриср,
Рената Те-
бальди, Джоан Сазерленд, Лю-
чано Паваротти и
Владимир
Ашкенази, означала для компа-
нии возможность долговремен-
ного перспективного планирова-
ния репертуарной политики, це-
ленаправленного обогащения и
расширения своего каталога и
позволяла рассчитывать на по-
ложительный финансовый ре-
зультат даже в отношении самых
дорогостоящих проектов. При-
мер тому — участие „Decca“ в
проекте „Три тенора“.
Полувековое
сотрудничест-
во с сэром Дж. Шолти, начавше-
еся в 1947 году с первых его за-
писей как пианиста и дирижера,
через десять лет поразило музы-
кальный мир грандиозностью
проекта записи всей тетралогии
Р. Вагнера „Кольцо Нибелуига“.
Работа над ней продолжалась в
течение восьми лет (1958-1966),
причем в 1997 году она была вновь
переиздана, но уже после цифрового
ремастерппга, на 14 компакт-дисках.
Вообще, записи дирижера установили
исключительный рекорд признания,
завоевав среди множества международ-
ных призов 32 престижных премии
Grammy, а общий итог его работы с
„Decca“ включил в себя более 250 боль-
ших записей (включая 45 опер).
Владимир Ашкенази за три десятиле-
тня
совместной
работы
сделал
на
„Decca“ запись огромного по объему
фортепьянного репертуара, включая
АупиоМагазин 2/1999
предыдущая страница 91 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн следующая страница 93 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст