вить задуманное и просто позволял им
делать это. Он ограничивался только
самыми необходимыми замечаниями.
Я усвоил один из его главных уроков:
надо просто наблюдать, что происхо-
дит. когда ты предоставляешь музы-
кантам полную свободу, возможность
самовыражаться, быть естественными,
идти так далеко, как они это чувствуют
сами. Именно такой подход является
наиболее творческим“.
В пестрые 60-е Чик успел поработать
с Блю Митчеллом, Херби Мэйном, ку-
бинским магом перкуссии Монго Сан-
тамарией. Очевидно, позднейшая увле-
ченность Чика латинскими ритмами
зародилась в те годы. Тогда же играл он
и у Стена Гетца (почти год), аккомпа-
нировал Саре Воэн и даже выпустил в
качестве лидера несколько пластинок.
И одним из первых его заметил
Майлз Дэвис. Иначе вряд ли Кориа
оказался бы в блестящей когорте та-
лантливых музыкантов, по преимуще-
ству своих
ровесников —
Хэнкок,
Маклафлин,
Шортер, Де Джонегт,
Уильямс,— создавших под руководст-
вом Дэвиса знаменитые альбомы „In А
Silent Way“ (1969) и „Bitches Brew"
(1970), которые положили отсчет эре
джаз-рока. При записи этих дисков
Майлз усадил пианистов за электриче-
ские инструменты. Кориа играл рядом
с Завинулом и Хэнкоком (на втором
альбоме последнего заменил Лэрри
Янг) — фантастическое сочетание!
Критики передрались, обсуждая осо-
бенности нового стиля, любители му-
зыки голосовали кошельком. Оказа-
лось, что джаз в рок-облачении может
приносить доходы, и немалые! Ряд
коллег Дэвиса немедленно принялся
за разработку золотой жилы. Но не
Кориа.
Он отнюдь не был в восторге от му-
зыки, которую он играл у Дэвиса, от
того, что ему пришлось изменить ста-
рому доброму роялю, от того, что му-
зыка, которой он жил в те дни, Шток-
хаузен и Мессиан, Орнетт Колмэн и
Пол Блей, не привлекала большинство
коллег. И Чик выбирает иной путь.
Точнее, сразу два пути.
Обнаружив общность вкусов с бри-
танским басистом Дэйвом Холландом,
работавшим у Дэвиса, Корна вместе с
Дэйвом покидает мэтра, чтобы органи-
зовать с ударником Барри Альтшулем
фри-джазовое трио
Circle.
Позже к ним
присоединился стойкий борец за пра-
вое дело авангарда Энтони Брэкстон
(духовые),
и
трио
превратилось
в квартет. В 1970-71 годах
Circle
ездил
на гастроли, записывал диски. Это
очень высоколобый фри-джаз, рояль
Чика взаимодействует здесь с другими
инструментами на уровне почти нема-
териальном, это музыка для посвя-
щенных, которая словно прямиком
пришла из Касталии Германа Гессе.
Практически одновременно Чик ра-
ботает и над сольными проектами. Ду-
шевный покой и полную свободу твор-
чества ему гарантируют самые изыскан-
ные студии Европы - на знаменитой
фирме „ЕСМ“ Манфреда Эйхера, где
выходят два альбома его фортепьян-
ных импровизаций. И это уже совсем
иной Кориа, лирик и мечтатель, чрез-
вычайно тепло принятый критикой,
особенно европейской. Немец Й.-Э. Бе-
рендт пишет: „Кориа —
это романтик
современного джазового фортепьяно
не только как пианист, но и как компо-
зитор. Критики сравнивали его изящ-
ную музыку для фортепьяно с тем, что
писали для этого инструмента в XIX ве-
ке Шуман. Мендельсон, Шуберт или
Антон Рубинштейн, но не заметили
при этом имманентное, очень тонкое,
почти неуловимое джазовое напряже-
ние, которым Корна «нагружает» свой
романтизм“. Чех И. Черны не менее
красноречив: „У меня возникло ощу-
щение, будто я смыл с себя скуку всех
гладеньких клавирных альбомов с ка-
лейдоскопом популярных мелодий, за-
литых соусом шопеновского или пи-
терсоновского изготовления. Может
быть, именно так Мусоргский напи-
сал бы через сто лет свои «Картинки».
Эго не был джаз, ни тени блюза, ритм
свободный, как у романтиков,— но это
завораживало. Покоем, нежностью,
воспоминаниями о простой
песен-
ке, которую раньше мне не довелось
услышать“.
„Эта музыка возникла от желания
слиться со всеми людьми и делить с
ними их заботы о лучшей жизни“,— го-
ворил сам Кориа. Однако, публика
приняла его идеи заметно холоднее
критики, что, видимо, привело Чика к
новому осмыслению рецептов Дэвиса.
Фри-джазовые эксперименты были
оставлены навсегда. Сольные форте-
пьянные альбомы Кориа продолжат
издавать и позже. Более того, в 1972 году
альбомом с символичным названием
„Crystal Silence“ („Хрустатьная тиши-
на“) он положил начато многолетнему
сотрудничеству с замечательным виб-
рафонистом Гэри Бартоном. Их по-
следний диск „Native Sense“ появился в
1997 году. За почти тридцать лет уро-
вень обмена идеями в этом дуэте не
снизился ни на йоту. „Дольше всего я
сотрудничаю в дуэтах с Гэри Бартоном.
Нам почти не нужны репетиции, чтобы
исполнить концерт с тем же свежим
чувством, которое возникло в 1971 го-
ду, когда мы впервые сыграли дуэтом“.
В 1972 году Чик выпускает альбом,
давший затем название его новой груп-
пе: „Return То Forever“. Вместе с саксо-
фонистом Джо Фарреллом и басистом
Стенли Кларком в записи диска участ-
вовал бразильский семейный тандем —
перкуссист Аирто Морейра и певица
Флора Пурим. Сам Чик решительно
пересел за электрофортепьяно. И все
изменилось. В музыке группы появил-
ся терпкий и сильный аромат канто
фламенко (особенно в „La Fiesta“), Ко-
рна резко акцентировал ритм, а Пурим
своим волшебным голосом раскрывала
перед потрясенным слушателем тайны
амазонской сельвы. Интерес к латин-
скому фольклору проявлял еще Гилле-
спи. Корна и сам играл раньше латин-
ский джаз, да еще с большими мастера-
ми, но сейчас он играл так, как до него
не играл никто,— это был латинский
джаз-рок. Следующий диск, „Light As
A Feather“, закрепил открытия преды-
дущего, да вдобавок тема „Spain“, заим-
ствованная у Хоакина Родригеса, сде-
лалась чуть ли не дискотечным хитом.
Словно удачливый парфюмер, от-
крывший новую формулу духов. Чик
начинает экспериментировать с соот-
ношениями компонентов: латинское
приглушается, усиливается влияние
рок-музыки. Под этот вариант Кориа
радикально обновляет группу: с ним
остается только Кларк и добавляются
гитарист Билл Коннорс (впоследствии
замененный Элом Дн Меолой) и удар-
ник Ленни Уайт. В этом составе начи-
ная с 1973 года Кориа издает серию
дисков, превративших его в популяр-
нейшего у слушателей и признанного
специалистами мастера. В 1975 году
АупиоМагазин 2/1999
предыдущая страница 81 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн следующая страница 83 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст