Музыка
Всякая критика,
увы,— это скучный
финал того, что
начиналось как
ликование,как
неуёмное жела-
ние кусать и скре-
жетать зубами от
наслаждения.
Хулио Кортасар.
Преследователь
ЧИК
КОРИА
Считанные имена в джазовых эн-
циклопедиях относятся к жителям Ап-
пенинского полуострова. Но тс же ита-
льянцы в Америке.
.. Что заставило на-
следников
традиций
классической
онеры обратиться к музыке, созданной
из смеси воспоминаний об африкан-
ском прошлом и реалий униженного,
но христианизированного бытия в на-
стоящем?
Ник Ла Рокка, Джо Веиути, Эдди
Ланг, Фил Наполеон.
.. Появившись на
заре джаза, этот поток не иссякал ни-
когда. В семидесятых годах он вынес на
авансцену человека, ставшего на сего-
дня одним из столпов современного
джаза, но при этом нс ниспровергателя
основ, не создателя какого-то опреде-
ленного направления, а музыканта,
всегда стоящего особняком, со своим,
только ему присушим музыкальным
миром. Его зовут Чик Кориа.
Если вам не симпатична широта му-
зыкальных пристрастий Кориа, вы мо-
жете, конечно, считать его всеядным
охотником за коммерческим успехом,
но к пониманию сути его поисков это
вас вряд ли приблизит. Если же эмо-
ции, которые вызывает у вас его музы-
ка, хоть в чем-то близки к вынесенным
в эпиграф строкам Кортасара, возмож-
но, вы согласитесь с иным определени-
ем: джазовый энциклопедист.
Сегодня на его счету около семиде-
сяти очень разных альбомов, он пере-
играл с множеством самых разных му-
зыкантов: от Лайонела Хэмптона и
Диззи Гиллеспи до Белы Флэка и Боб-
би Макферрина. Да, сегодня это весьма
обеспеченный человек, с 1992 года вла-
делец собственной фирмы грамзаписи
(„Stretch Records"), отлично оборудо-
ванной с тудии в Лос-Анджелесе („Mad
Hatter"), но при этом, как и в начале ка-
рьеры, его новые проекты по-прежнему
не перестают удивлять.
А начиналось все в Челси, штат Мас-
сачусетс, где 12 июня 1941 года в семье
американцев во втором поколении, вы-
ходцев из Калабрии и Сицилии, родил-
ся сын — Армандо Энтони Корна. Од-
нако под этим именем он известен сего-
дня лишь сотне критиков. Весь мир
знает его по прозвищу, превративше-
муся в подлинное имя,— Чик. Малень-
кий Чик с детства был окружен музы-
кой. Наряду с классиками бона
Гил-
леспи, Паркером, Пауэллом
в доме
постоянно звучали Моцарт, Бетховен.
С четырех лет Чик за роялем. Главным
и почти единственным для него спосо-
бом изучения музыки стало самообра-
зование. В 1959 году юный Чик отправ-
ляется покорять Нью-Йорк. Он посту-
пает в престижный
Колумбийский
университет, но бросает учебу через
месяц. Десять месяцев он по восемь ча-
сов сидит за роялем, поступает в знаме-
нитую Джульярд-Скул, но и на этот
раз его хватает только на два месяца.
11овых проб он уже не делал.
Для справки: на сегодня недоучка
Чик восемь раз получал самую пре-
стижную музыкальную премию Аме-
рики — Грэмми и еще около тридцати
раз был номинантом. Сейчас, когда пи-
шутся эти строки, он вновь претендует
по двум категориям на получение 41-ой
ежегодной премии Американской ака-
демии звукозаписи. В 1997 году Бер-
кли-Скул присвоила ему титул почет-
ного доктора музыки.
Чик по-прежнему не жалует обще-
принятую систему обучения и идеаль-
ным вариантом считает просто свобод-
ное общение музыкантов вне форма-
лизованных структур. До сих пор он с
огромным уважением отзывается о
школе, которую он прошел у Майлза
Дэвиса, чьи уроки, похоже, усвоил на-
крепко: „Он | Майлз Дэвис] поступал
очень просто: отбирал музыкантов, ко-
торые, по его мнению, могли осущест-
АупиоМагазин 2/1999
предыдущая страница 80 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн следующая страница 82 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст