испытательный стенд
тз
Владимир ЕЛБАЕВ
Акустические системы
„ CarfraeHORN"
Изготовитель — английская фирма
„Carfrae Loudspeakers“—
предлагает
любопытные акустические системы с
корпусом изысканной формы, общей
высотой 211 см, шириной 56 см и глу-
биной 93 см. На узкой наклонной пе-
редней панели размещена 6-дюймовая
широкополосная головка громкогово-
рителя. нагруженная на низкочастот-
ный рупор. Основной — бумажный —
диффузор
имеет
дополнительный,
бумажный же конус для излучения
высоких частот. Непосредственно на
керне расположен деревянный пуле-
видный рассекатель, выравнивающий
характеристики направленности. Ди-
намик крепится на цельном цилиндре,
выдолбленном из массива ствола и
имеющем толщину стенок 4 см. Элек-
трический разделительный фильтр
отсутствует. Применен так называе-
мый низкочастотный акустический
фильтр, исключающий попадание в
рупор волн частотой выше 200 Гц.
Конструкция
Создатели этих безусловно краси-
вых и выразительных АС пошли не-
простым путем. Куда экономичнее и
проще
в
изготовлении
закрытый
ящик,
несколько ответственнее
ящик с отверстием или пассивным из-
лучателем. И наконец, можно было
пойти столбовой дорогой производи-
телей дорогах марок и соорудить вну-
шительный акустический лабиринт.
Как водится, самое рискованное ре-
шение, то есть самое сложное в расче-
тах и весьма капризное в воплоще-
нии, является самым интересным и
впечатляющим по результату. В дан-
ном случае это — рупорное оформле-
ние. Изготовление рупора — наука,
граничащая с искусством.
Тыловые рупоры, использующие
излучение задней поверхности диф-
фузора, совсем редки —
они соперни-
чают с наиболее авторитетными раз-
работками на тему акустического ла-
биринта. В отличие от привычного
лабиринта, рупор обладает посто
янно возрастающим коэффициен-
том расширения и таким образом
усиливает звуковую энергию -
не зря рупор называют акусти
ческим трансформатором. Это
свойство рупора незаменимо
для извлечения аккуратного
звучания из маломощных од
нотактных усилителей.
Фирма
„Carfrae“
ре-
шила использовать тыло-
вой рупор, причем такой,
конструкция которого до-
сконально учитывала бы
и свойства конкретного
динамика,
и
реальные
габаритные
возможно-
сти корпуса АС. Разра-
ботчики
помнили
ос-
новную истину: КПД на
низких частотах напря-
мую зависит от геометри-
ческих
размеров
рупора.
В
„CarfraeHORN“ использован дина-
мик „Lowther DX-3“ с резонансной
частотой около 30 Гц. Идеальный ру-
пор для такого динамика составил бы
11 метров! Сокращая эту длину и не-
избежно ослабляя низы, умелый ин-
женер может хотя бы красиво сбалан-
сировать реальную форму АЧХ на
низких частотах. Этим путем шел
Пол Клипш в модели „La Scala“, АЧХ
которой аккуратно „закругляется“ на
частоте 120 Гц.
Рупор размещен позади динамика и
экономит ценное пространство. Раз-
работчики называют его „трактрик-
сом“ (намек на „хитрый тракт“ в анг-
лийском варианте), фактически это
известная и „музыкально обогащен-
ная“ конструкция экспоненциального
рупора. На музыкальность работа-
ют два очень тщательно выполненных
изгиба рупора (только два „узких
места" конструкции!), сделанные из
березовой фанеры толщиной 18 мм.
Основной корпус — из кленового мас-
сива. Длина тоннеля — свыше 3 мет-
ров при относительной компактности
всей конструкции. Выходное отвер-
стие небольшой площади нагружено
на акустическую призму, расположен-
ную в нижней части АС.
Качество звучания
Широкополосный динамик без
разделительных фильтров обеспе-
чивает равномерное воспроизве-
дение во всем диапазоне частот и
уверенную стереозону при малом
удалении слушателя и даже при
значительном отклонении от оси.
Реальное звучание доказало, что
небольшой диаметр диффузора ди-
намика
не экономия и не экспери-
мент разработчика, а верное реше-
ние, позволяющее получить адек-
ватное его согласование
с низкочастотным рупо-
ром. Вместе с тем басу не
дозволено расползаться в
стороны, его (впрочем,
как и весь слышимый ди-
апазон частот) отлично
контролирует
жесткий
цилиндр, в котором уста-
новлен динамик.
Как и ожидалось, си-
стема очень хорошо раскрыла пре-
имущества маломощных усилителей
при воспроизведении различной му-
зыки. но более всего это было ощути-
мо на „акустических“ жанрах. Фолк-
трио „Peter. Paul & Магу“ (аудиофиль-
скнй „винил“ с подачи проигрывателя
„Nottingham
Analogue
Spacedeck“)
звучало тепло и неожиданно торжест-
венно, гитарные переборы мерно раз-
носились по пространству 17-метро-
вой. умеренно обставленной жилой
комнаты. Пение Мэри Трэверс, тактич-
АудиоМагазии 2/1999
предыдущая страница 74 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн следующая страница 76 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст