испытательный стенд
67
творенности. Острота ощущений у разных людей может су-
щественно различаться. Не в каждом живет разведчик или
контрразведчик.
Третье.
И, пожалуй, самое важное. Слух человека — такой
точный и мощный анализатор, что легко обнаруживает ни-
чтожные изменения. Он способен узнать источник сигналов
и реконструировать его звучание даже по значительно под-
порченным фрагментам, но „уликам“. Если захочет.
.. А если
нс захочет, то откажется узнавать и принимать сигналы при
ничтожных искажениях. Вот где собака зарыта.
„В чужом глазу, кума, соломинку ты видишь, в своем —
не замечаешь и бревна“.
Именно так и бывает —
аппаратуре, которая понравилась,
мы готовы простить серьезные прегрешения. Собственно,
этим живет аудиоиндустрия. Иначе бы все покупатели ухо-
дили из магазинов с пустыми руками. Практически каждый
может заметить искажения, да не каждый, как уже говори-
лось, этого хочет.
Кто ищет — тот найдет
Слуховое восприятие совершается в два этапа. Первый —
собственно слуховой, на этом этапе акустические сигналы
преобразуются в нервные импульсы. Второй этап — форми-
рование на основе этих импульсов неких ощущений —
обра-
зов. Как уже было сказано, голова - предмет темный и иссле-
дованию не подлежит. Как именно формируется образ —
большая тайна нервной системы, но кое-что об этом известно.
Происходит его формирование не мгновенно. Очень быстро
(за 5-10 миллисекунд) оценивается спектр. За такое малое
время возможна только грубая оценка, замечаются вещи, по-
добные парашюту за плечами или красному флагу в руках.
Второй этап анализа требует большего времени - 50
100 мс, но и результативность его заметно выше. Становится
понятным уровень сигнала, заканчивается анализ спектра.
На третьем этапе (100-200 мс) завершается идентифика-
ция образа.
За это время слух успевает проделать массу вычислений.
Анализируется спектр сигнала, различие спектров в левом и
правом ухе, сопоставление данных по различным участкам
спектра. Сравнение данных от разных источников (левое и
правое уши, тактильные и костные ощущения) в разных уча-
стках спектра с банком информации, имеющимся в голове,
обеспечивает необычайно высокую достоверность оценки.
Проделать аналогичный анализ с такой точностью не сумеет
ни один современный компьютер.
Почему именно 100-200 мс? И почему такую же длитель-
ность имеет слог —
основной элемент речи? Дело темное, ос-
тавим пока эти вопросы. Займемся вещами, исследованными
достаточно хорошо.
Начнем, как водится, с конца. Всякое исследование имеет
фундамент — методику. Если методика не вполне корректна,
то результаты исследования оказываются не совсем точны-
ми. Степень погрешности бывает разная: от мелких до гру-
бых ошибок. К сожалению, практически все исследования
слухового восприятия грешат большими или меньшими ме-
тодическими ошибками. Киты пснхоакустики, такие как
Цвикер, Фельдкеллер или Блауерт, описывают методику
проведения опытов так, что в их результатах вполне можно
разобраться. Бывает, что приводятся только результаты,— и
что с ними делать, непонятно.
Вот пример. Диапазон частот слышимых сигналов. Группе
экспертов (в этом плане все чисто, методика отбора экспер-
тов работает надежно) предъявляется сигнал: узкополосный
шум, синус с изменяющимися частотой и уровнем. Одни
слышат, другие не слышат, усреднили, получились кривые —
порог слышимости сигналов.
Акустические системы „В & IV ОМ-305“ ($500)
Технические параметры по данным производителя
Низкочастотное оформление
Резонатор четвертого порядка
Диапазон воспроизводимых частот
при неравномерности АЧХ ±3 дБ
55-20000 Гц
по уровню +3/-6 дБ
45-22000 Гц
Рекомендуемая мощность усилителя
25-120 Вт
Уровень чувствительности (1 Вт/1 м)
90 дБ
Коэффициент 2-й и 3-й гармоник,
ЭРБ = 90 дБ/1 м, 80-20000 Гц
менее 1%
Номинальное сопротивление
8 Ом
Минимальное сопротивление
4,2 0м
Частота разделения полос
3 кГц
Диаметры головок громкоговорителя
низкочастотной
165 мм
высокочастотной
26 мм
Габаритные размеры (ширина х глубина х высота)
Масса
217 х 308 х 841 мм
11 кг
Только у эксперта спрашивали, замечает ли он
наличие
сиг-
нала. Если спросить, заметно ли его
отсутствие,
то ответ бу-
дет совершенно другой и порог слышимости окажется дру-
гим. Так что же является порогом слышимости? И можно ли
на основании известных кривых утверждать, что отсутствие
сигнала частотой 15 кГц и уровнем 40 дБ окажется незамет-
ным на слух? Если подходить строго, то нельзя.
Или другой пример. При прослушиваниях ставится вопрос
только о
слуховой
заметности тех или иных изменений звуко-
вых сигналов. А надо бы спросить и про общие ощущения,
поскольку в восприятии акустических сигналов не послед-
нюю роль играют тактильные ощущения и реакция опорно-
двигательного аппарата.
Все знают, что звучание головных телефонов заметно отли-
чается от звучания нормальных акустических систем - так
проявляется отключение всех, кроме ушей, анализаторов,
воспринимающих акустические сигналы.
Так что к цифрам (диапазоны, пороги заметности и пр.)
надо относиться очень и очень осторожно. И оценивать от-
дельные признаки звучания тоже нужно с оговоркой. Если
бы цифра давала надежную оценку, то не было бы нужды в
прослушиваниях, и все наши дискуссии были бы не нужны.
АулиоМагазин 2/1999
предыдущая страница 68 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн следующая страница 70 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст