испытательный стенд
es
Михаил СЕРГЕЕВ
Посид им ,
послуш аем
1
Любитель слушать дома записи музыки чем-то похож на
повара. Взять разные ингредиенты (усилитель, акустиче-
ские системы, провода), в нужной пропорции их смешать —
в результате получить звук. Может, повезет, и этот звук
окажется вполне приличным, а может и нет. Почему?
Хороший повар знает, что и сколько надо положить в ка-
стрюлю, знает и как долго нужно все это варить. Или не ва-
рить, а жарить.
А знает ли любитель музыки, что и как влияет на звуча-
ние? В кулинарном или в другом техникуме об этом едва
ли расскажут что-либо вразумительное. И в институте, к
сожалению,— тоже. Тайн больших тут нет, но тумана хвата-
ет. Попробую этот туман развеять. Надеюсь, что это будет
полезно читателям. Ведь для получения хорошего звуча-
ния нужно что-то делать, и не просто делать, а делать целе-
направленно, с пониманием. Помните, один незадачливый
повар варил яйцо: 5 минут — не разваривается, крутое еще,
10 —
результат такой же, 20 минут — безрезультатно. Но
при бульоне, как говорится, и при деле.
Вот и настал ответственный момент. Я могу' обратить ва-
ше внимание на некоторые искажения и показать простые
приемы, с помощью которых эти искажения можно легко
заметить. И уже готов это сделать. Одно только останавли-
вает. Раньше вы ничего не замечали и вам было хорошо, а
тут вдруг разглядели, что торчит, понимаешь, соломинка-
то.
Давайте договоримся: если боитесь разочарования — не
читайте дальше. Умножающий знания не становится счаст-
ливее.
Ну а с теми, кто готов рискнуть,—
мы пойдем дальше.
Хочет или может
Уже много раз в „АМ“ поднимались вопросы слухового
восприятия. С одной стороны посмотрели, с другой. Попро-
буем окинуть взглядом
весь
процесс слухового восприятия.
Проигрыватель компакт-дисков „Pioneer PD-S507“ ($230)
Технические параметры по данным производителя
Диапазон воспроизводимых частот
Отношение сигнал/шум
Динамический диапазон
Коэффициент гармонических искажений
при частоте измерительного сигнала 1 кГц
Цифровой выход_________
Габаритные размеры (ширина х глубина х высота)
Масса
2-20000 Гц
более 110 дБ (EIAJ)
более 99 дБ (EIAJ)
менее 0,002% (EIAJ)
оптический, .Toslink“
420 х 283 х 112 мм
3,8 кг
Начнем с определений. Акустический сигнал — механиче-
ский процесс, представляющий собой колебания давления
воздуха. Нас интересуют не все акустические сигналы, а
только те, которые человек способен воспринимать.
Акустические сигналы слышит ухо, имеет место и так-
тильное восприятие, и восприятие опорно-двигательным
аппаратом.
Ухо работает в очень широком диапазоне частот, от
16-20 Гц до 15-25 кГц, но этим дело не ограничивается. Че-
ловек способен воспринимать акустические сигналы в диа-
пазоне частот от 3-10 Гц до 40-60 кГц, а может быть, и в
еще более широком. Не всегда человек воспринимает эти
сигналы как звук, но он их все равно воспринимает.
Различные участки спектра сигнала играют разную роль в
формировании ощущения —
звукового образа. Важнейшую
роль играет центральная часть спектра — приблизительно
100 Гц — 6 кГц. Имея в своем распоряжении только эти сиг-
налы, слух способен практически полностью воссоздать зву-
ковой образ. Если захочет, конечно. Воле, правда, это свойст-
во слуха практически неподвластно.
В те времена, когда формировался слуховой аппарат чело-
века, окружающий мир был экологически чистым, но не все-
гда дружественным человеку, который жил в окружении ма-
монтов, саблезубых тигров и прочих хищников.
АуяиоМагазин 2/1999
предыдущая страница 66 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн следующая страница 68 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст