58
испытательный стенд
бом художественном впечатлении!)
пропорция
важнее
абсолюта,
точнее,
пропорция
этот
абсолютный
масштаб
звучания и определяет? „Клочок неба,
увиденный в небольшое окошко каме-
ры. может оказаться грандиознее вели-
чественной панорамы, открывающейся
нам с вершины горы“! (Бодлер).
Р. Б. Предвижу возражения скепти-
ков: ограничив поле своего внимания
только рафинированным звучанием
фортепьяно, я обрекла себя нс просто
на воображаемые ландшафты (кстати,
почему „ландшафты“, а не „интерье-
ры“?), а на заведомо иллюзорную игру
но придуманным правилам, результаты
которой порождены лишь прихотью
моей фантазии и не могут претендовать
на сколько-нибудь полезное всем обоб-
щение.
Вовсе нет. По моему глубокому убеж-
дению. нет ничего строже и непрелож-
нее законов фантазии, и честно подчи-
няющийся им исследователь вполне
может открыть нечто непреложное. Ро-
яль же, именно благодаря своей рафи-
нированности,—
наиболее подходящий
для акустических экспериментов инст-
румент (что доказали, кстати, опыты
авангардистов с „приготовленным фор-
тепьяно“!).
Но ради чистоты эксперимента (а
также просто из любопытства) я реши-
ла послушать и обычный для аудио-
тестов набор —
оркестр, скрипка, во-
кал.
Результаты подтвердили гипотезу,
возникшую при прослушивании роя-
ля: для „старых добрых“ „|ВГ 'П2к" нет
ничего невозможного в создании абсо-
лютно достоверной, темброво богатой,
тщательно артикулированной звучно-
сти, которую мы обычно ожидаем от
добротных классических исполнений
вокальной или скрипичной музыки.
Голос Каллас, к примеру, или скрипка
Хейфеца звучат в этих условиях про-
сто идеально
и остается только по-
удобнее расположиться в кресле, что-
бы смаковать все нюансы этого ро-
скошного пиршества слуха. Пугающие
предгрозовые раскаты трех оркестро-
вых пьес Альбана Берга (Чикагский
симфонический оркестр, дирижер Гер-
берт фон Караян) приятно пощекочут
нервы —
так уютно наблюдать за почти
реальной, но такой далекой картиной
катастрофы из какого-нибудь фильма-
пророчества; вальс Равеля —
закружит
голову и опьянит, будто легкая доза
опиума. От слушателя этих колонок,
повторяю, ничего нс требуется и не
ожидается, кроме пассивно-гедонисти-
ческого восприятия.
Но если наше эстетическое чувство
настроено па иную волну п требует чего-
то большего, быть может, еще не вполне
оформившегося, но обещающего так
много именно открытостью в пугаю-
щий своей безбрежностью мир звуко-
вых возможностей, где есть и холод
бездн, и одиночество хрупкого тембра
скрипки, почти расставшейся со своей
сладкозвучностью ради правдиво-
с т и интонации; если мы хотим, чтобы
голос не убаюкивал, а „лился струей
крови, неподдельной, как сама боль.
..
ветвился десятипалой рукой на при-
гвожденных. по не смирившихся ступ-
нях Христа“ (4); если мы готовы отваж-
но пуститься в опасное и мучительное
странствие по дебрям собственного Я
вслед за ранним Бергом,—
тогда нас не
испугает та хаотичная и немного туман-
ная картина, которая возникает при
прослушивании АС „Radia 520",—
она
будет притягивать нас обещанием неиз-
веданных ландшафтов.
Л
Примечания
1,
2. Смотри статьи
А. Лихницкого
„Как рассказать о том. что мы слы-
шим“ и
Б. Филановского
„Точка слуха",
а также статью
В. Сергеева
„В поисках
эталона“ („АМ" № 5(10) 96. № 5 (22)
98, № 4 (21) 98).
3. См.:
Л. Григорьев. Я. Платек.
Со-
временные пианисты. М., „Советский
композитор“, 1985, с. 44.
4.
Федерико Гарсиа Лорка.
Дуэндс,
тема с вариациями.—
В кн.:
Федерико
Гарсиа Лорка.
Избранные сочинения,
т. 2. М„ 1986, с. 395.
Большой выбор аудио-
14
видеотехники
Hi-Fi- компоненты для
домашнего кинотеатра
Автомагнитолы
С-Петербург, Московский пр., 167 (ст. м. «Парк Победы»]^
тел.: (812) 298-2151, 298-6207
АудиоМагазин 2/1999
предыдущая страница 59 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн следующая страница 61 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст