испытательный стенд
ss
онные AC „JBL Ti2k“. Они прозрачно
воспроизводят тембры и обладают ве-
ликолепным, необычайно детальным
стереоразреше!шем, подчерк! i вакяцим
каждое из синхронных звучаний. Это
напоминает акустический вариант эф-
фекта blow up1
п приводит иногда к па-
радокса ьному впечатлению от экспрес-
сии исполнения. К примеру,
Allegro
скрипичного концерта Баха „ JBL Ti2k“
превратили в уютную рождественскую
сказку, в которой скрипка Хейфеца
оказалась в роли Белоснежки —
ее
оди-
ночество
рассеялось. „Radia 520“ воз-
вратили ей это одиночество, звуки ин-
струментов оркестра стали более раз-
мытыми и отступили на второй план в
резко и очень кстати отдалившейся
стереопанораме.
Тональный баланс „Radia 520“ устой-
чив, переход звучания вниз, от плана-
ров к динамикам, континуален.
В тестовом комплекте была запись
„Неоконченной“ симфонии Шуберта в
аутентичном (?) п блестящем (!) —
то
есть очень „опасном“ для АС —
испол-
нении оркестра „Anima Eterna“. „JBL
Ti2k" лелеяли тембры старинных инст-
рументов, но волнообразному инто-
национному движению симфонии в
Allegm moderato
оказалась нужна фе-
ерическая, „неориентированная“ сте-
реопанорама „Radia 520“.
В скобках можно прибавить, что ле-
бединой песней ,.JBLTi2k" во время те-
стовых сеансов стал Берг, его „Три пье-
сы для оркестра“, полные свободных
звучаний и динамических вихрей. Сте-
реоразрешение (эффект blow up) и тем-
бровая прозрачность этих АС делали
звуки берговского Прелюднума почти
прикосновениями к коже.
И наконец, последнее о паре „Radia
520“: стереоиллюзия, которую они со-
здают, несомненно связана с частичной
утратой плотности звука, различимой
во всех регистрах.
Tutti
в „Неокончен-
ной“ или, к примеру, тембр рояля в
записях Микельанджели „сопротивля-
лись“ этой способности АС все превра-
щать в мираж. Но что может быть увле-
кательнее миражей?
Так или иначе, любые акустические
системы —
это приглашение „замкнуть-
ся в ореховой скорлупе и считать себя
царем бесконечного пространства“2.
„Radia 520“—
приглашение особенно
настойчивое. ^
1
Blow up - ш . , фотоувслнченж!. Этот термин сде-
лал метафо|юн Антониони. У героя его фильма
„Блоу ап“ меняется восприятие реальности, когда он
увеличивает ранные детали фотоизображения.
2 „Гамлет-. II. 2
(перевод М. Лозинского).
Ольга СКОРБЯЩЕНСКАЯ
В О О Б Р А Ж А Е М Ы Е Л А Н Д Ш А Ф Т Ы
Кто б ни был ты, из комнаты своей
Ты выйди до прихода темноты,
Пространство ляжет у твоих дверей —
Кто б ни был ты.
Райнер Мария Рильке
1
Как этот мир велик
в лучах настольной лампы!
Ах, в памяти очах
как бесконечно мал!
Шарль Бодлер2
Музыкальный материал
Компакт-диски
• Berg. Drei Orchesterstüeke op. 6. Berliner Philhar-
moniker. Herbert von Karajan („Deutsche Gram-
mophon*. „Classicon“ 439435-2)
• Heifetz. Bach. Concertos. Los Angeles Philharmonic.
Alfred Wallenstein,
conductor
(„BMG/RCA* 09026
61755 2)
• Arturo Benedetti Michelangeli. Beethoven, Sonata
No.32. Op. 111. Scarlatti. Galuppi („Decca“ „Ovation“
417772-2)
• Anatol Ugorsky. Beethoven. Klaviersonate Nr. 32
c-moll op. 111 („Deutsche Grammophon“ 435 881-2)
Halida Dinova. Scriabin. Piano works („Doremi“ DDR-
71133)
• Ravel. La valse („Harmonia Mundi“ HMC 901434)
Подход к оценке аудиоаппаратуры
напрямую зависит от того,
что
созна-
тельно или подсознательно —
изби-
1
Перевод Константина Богатырева.
2 Перевод Марины Цветаевой.
растся в качестве эталона звучания.
„АМ" уже не однажды пытался обнару-
жить идеальную „точку слуха“ и пу-
скался в аудиостранствия „в поисках
эталона“ (1, 2). Среди разнообразия
мнений аудиоэкспертов особо выделя-
ются, на мой взгляд, два полярных под-
хода: первый, в попытке системати-
зировать
чувственную
сторону звуча-
ния, создает изощренный аппарат для
описания ощущений от непосредствен-
ного прослушивания; второй —
отдает
предпочтение ноуменальной стороне
музыки —
партитуре, точнее, тому
иде-
альному
ее прообразу, что существует
в сознании эксперта и слушателя. Со-
ответственно, эталоном звучания для
экспертов первого типа оказывается
„достоверная“ и „энергетически заря-
женная“, „вовлекающая в свое поле“
звуковая материя
живого зала
, для вто-
рого
верность авторскому
тексту,
аутентизм
(понимаемый весьма идеа-
листично). Первые эксперты отдают
предпочтение той аппаратуре, которая
с большей полнотой создает иллюзию
концертной акустики, вторые -
вообще
предпочли бы обойтись без концертов,
да и без аппаратуры, но уж если прихо-
дится терпеть ее как неизбежное зло, то
выбирают самую „прозрачную“, иде-
ал ьно-ненавязчивую, незаметную.
..
Между тем, истина, быть может, ле-
жит
вне
плоскости
драматичного
столкновения „зала“ и „партитуры“,
„живого“ и „неживого“ звука. Не будем
повторять ошибки недавнего прошлого
АупиоМагазин 2/1999
предыдущая страница 56 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн следующая страница 58 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст