испытательный стенд бз
С тех пор много воды утекло, я успел
десять лет поработать в топ самой лабо-
ратории, где когда-то разрабатывались
„статики“; количество изготовленных и
прослушанных мною систем исчисля-
ется сотнями; получены ответы на мно-
гие сложные вопросы звуковоспроиз-
ведения, восприятие звука изменилось,
но вопросы что лучше: правильность
или энергичность, точность пли эмоци-
ональность, по-прежнему актуальны.
Проблема заключается в том, что наше
восприятие динамично, мы избегаем
длительных однообразных ощущений,
от сильного возбуждения быстро утом-
ляемся, слабое
не вызывает восторга
или восхищения. Мы хотим непрерыв-
ного изменения; неподвижность и од-
нообразие навевают скуку. Л любая да-
же самая совершенная система воспро-
изведения обладает заранее заданными
свойствами, которые после и вследст-
вие привыкания к ее звучанию легко
вычленяются из звуковой картины и,
повисая неподвижными гирями, меша-
ют нашему стремлению к дальнейшему
восприятию и развитию музыкального
образа. Поэтому оценка качества звуча-
ния конкретной системы сильно зави-
сит и от времени нашего общения с ней,
и от характера эмоций, которые мы же-
лаем испытать.
Статический
принцип
излучения
звука предполагает, согласно своему
названию, практическую неподвиж-
ность излучающего элемента. Это об-
стоятельство привносит в звучание бе-
зынерционность, которая характерна
для натурального звучания. Точность
работы статической системы очень вы-
сока. Что же мешает ей обыграть за-
урядную динамическую систему? От-
сутствие турбулентности воздуха при
звуконзвлечении. То, что является не-
обходимым условием для точности, од-
новременно оказывается препятствием
дзя возникновения эмоций, связанных
с ощущением яркости, контрастности,
удара, взрыва в музыке. Удар и взрыв —
это когда все трясется и разлетается в
разные стороны. Тут не нужна точность,
нужен факт сотрясения. С этим у стати-
ков туго. Все, что ударяет, визжит, скри-
пит, бухает и цыкает, воспроизводится
очень точно, но на уровне физического
восприятия звучит неэнергично и не-
выразительно. С этим надо смириться и
не пытаться выжимать из статических
систем невозможное. Простив им этот
суровый недостаток, вы попадете в ска-
зочный мир, который умеют создавать
из обычной записи только статики. Се-
крет их обаяния заключается в точном
воспроизведении слабых звуков, полу-
тонов и звуковых нюансов. Проигры-
вая динамическим системам на уровне
физического восприятия, статики дале-
ко опережают их в плане формирова-
ния музыкального образа. Внешне их
звучание поражает мягкостью, плавно-
стью и комфортностью, хотя отсутст-
вие сильных звуков многих смущает.
„Bohlender-Graebener Radia 520“
На этот раз объектом экспертизы бы-
ли планарные, точнее гибридно-пла-
нарные АС, принцип излучения кото-
рых на средних и высоких частотах
схож с электростатическим, равно как
и одинаков характер распространения
звука в пространстве —
дипольный.
Прежде чем говорить об остальных ка-
чествах „Bohlender-Graebener Radia
520“, хочется отметить прекрасное впе-
чатление, которое система производит
как источник фонового, в хорошем
смысле, звучания. Воздух вокруг вас
начинает звучать словно сам по себе.
Тонкие прекрасные звуки заполняют
пространство, а их источник —
узкие и
высокие панели со скругленными кра-
20
6 3
20 0
63 0
2 0 00
6 3 00
20000
Рис. 1. Субъективное восприятие АЧХ
акустических систем „Bohlender-Graebener
Radia 520“
ямн —
как будто не имеет к происходя-
щему никакого отношения. После это-
го строгое отношение к ним представ-
ляется бессмысленным. I Iикакая самая
жесткая критика не может умалить их
достоинств. Тем пе менее, атмосфера
сознательно разрушается, ставится те-
стовая (давно изученная) запись, и без-
жалостный и равнодушный професси-
ональный слух начинает расчленять
целое на части и изучать внутренности.
Оставим подробности этого ужасного
действа за кадром и сразу перейдем к
диагнозу, который гласит, что в данном
случае пациент оказался скорее жив,
чем мертв. Результат не удивляет, осо-
бенно если учесть стоимость этих АС и
то, из какого источника они получают
питание.
Характерной особенностью звучания
„Radia 520“ является высокая разреша-
ющая способность ио средним н высо-
ким частотам. В нижних регистрах все
не так благополучно. Бас лишен тоико-
сти н выразительности и, хотя все дела-
ет в общем-то правильно, сам но себе не
привлекает интереса, выполняя функ-
цию поддержки того, что происходит
выше. В средних регистрах все просто
замечательно — с поправкой на особен-
ности принципа излучения. На высо-
ких частотах ощущается потеря теле-
сности и пространственной целостно-
сти звуковых образов, что связано с
большой площадью излучения. Каждая
АС представляет собой диполь и излу-
чает звук вперед и назад по всей своей
высоте. В результате пространственная
картина получается непривычной. Ког-
да вы встаете с места прослушивания,
звуковой образ перемещается выше и
возникшие устойчивые образы мгно-
венно разрушаются. Сильным и безус-
ловно дорогим качеством является то,
что в звучании, пускай в непривычной
форме, содержится практически пол-
ная информация о записанном звуке.
Интонационная выразительность го-
лоса передается очень хорошо, хотя
форма подачи сдержанная —
без энер-
гии и напора. Динамические контрасты
заметно сглажены, но —
п это очень
важно —
относительная динамическая
выразительность звуков
передается
правильно. Наиболее живо и интересно
проявляются средние регистры, верх
почти им не уступает, бас не мешает
восприятию музыки. Такие АС можно
слушать очень долго
они не утомят.
Плохие записи лучше не использо-
вать, равно как и аппаратуру низкой це-
новой категории. Кабели от усилителя
к АС, как и межблочные, нужно подби-
рать очень тщательно. Можно легко все
испортить
равновесие возникает не-
устойчивое, и каждая мелочь способна
его нарушить. Одним словом, за удо-
вольствие придется платить. График
субъективного восприятия частотной
характеристики (см. „АМ" № 1 (24) 99,
с. 54) очень слабо характеризует звуча-
ние, так как на данном уровне восприя-
тия временные характеристики значи-
тельно важнее количественных. Тем нс
менее, для полноты картины я его пред-
ставил. Не удивляйтесь, что площадь,
отвечающая за совокупное ощущение
качества (расположена под кривой), не
слишком возросла по сравнению с ап-
паратурой средней ценовой категории.
Недостатки п достоинства бывают до-
рогими и дешевыми, но от передачи
звучания воздуха даже очень дорогие
комплекты весьма далеки.
,ДВТТ12к“
Фирма ,.,| В1.“ принадлежит к гиган-
там аудиоиндустрии. Те изделия ,,.|В1Л
с которыми мне довелось столкнуться в
жизни, очень профессионально про-
АупиоМагазин 2/1999
предыдущая страница 54 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн следующая страница 56 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст