40
испытательный стенд
намерения не входило —
я предпо-
лагал использовать обычный Ш-об-
разный трансформатор. Вдруг наш
поставщик силовых трансформаторов
„Plitron“ говорит, а кстати, не нужны
ли вам выходные трансформаторы? Я
говорю, да, нужны, и послал им дан-
ные для „VK-60“.
Звонят.
— Что вы делаете?
В каком смысле?
Что это за характеристики?
Характеристики
правильные,
сделайте нам такой трансформатор.
А где центральный отвод?
Я им сказал, чтобы они не ломали
голову и делали трансформатор, а ког-
да мы его получили, оказалось, что он
по звуку намного лучше того образца,
который мы сделали на Ш-образном
сердечнике.
Как они его сделали, я даже не
знаю, так как свою технологию они не
разглашают. Я его измерял, практиче-
ски до 200 Вт сигнал передается с ни-
чтожными искажениями. То есть сер-
дечник сделан с большим запасом для
60-ваттного усилителя.
Я не принадлежу к какому-либо ла-
герю, не говорю, что, скажем, торои-
дальный сердечник лучше. Просто я
получил трансформатор с требуемы-
ми характеристиками, и он меня удов-
летворил и по качеству, и по цене.
Качество звучания
Путешествия к заоблачным верши-
нам high end, предпринимаемые авто-
рами „АудиоМагазина“, совершаются,
в целом, с той же целью, что и испыта-
ния куда менее притязательных ком-
плектов более реальной стоимости.
Комплект аудиоаппаратуры дол-
жен воспроизводить музыку. Это тре-
бование весьма косвенно связано с
передачей через аппаратуру
звуков,
да
и со
звучанием
комплекта в расхожих
аудиофильских терминах.
Что же в первую очередь хочется
получить в результате экспериментов
с новыми компонентами? Конечно,
вовлеченность и эмоциональный кон-
такт с
прослушиваемой
музыкой.
Вслед за этим хочется правильной пе-
редачи тембра инструментов и певче-
ских голосов. Убедительность таких
параметров, как стереофоническое
разрешение, точность локализации
образов инструментов, и прочих про-
странственно-объемных свойств за-
писи (именно записи, а не музыкаль-
ного произведения), является атрибу-
том приятным, но не необходимым.
Исследуя разную —
от дешевой до
самой дорогой —
аппаратуру, легко
проследить несколько тенденций ее
развития. Основные из них я пере-
числю.
Первая развивается по принципу
„больше заплатил — больше получи“.
Более дорогой компонент (или аку-
стические системы) дает больше баса,
больше верхних регистров, больше
громкости звучания. Только, увы,
больше, к сожалению, не означает
лучше.
Вторая —
отражает результат рабо-
ты ловких рук виртуозных фокусни-
ков. Вы получаете, например, голово-
кружительные, более реальные, чем в
жизни, звуковые панорамы, прости-
рающиеся на сотни метров вглубь и
вширь.
Третья —
состоит в накоплении не-
больших, но музыкально значимых
достижений в воспроизведении. При
поверхностном сравнении с аппара-
турой, сделанной с другими целя-
ми, третья группа, как правило, не
демонстрирует убедительных преиму-
ществ. При длительном общении эти
преимущества (если они, конечно,
есть) выявляются.
Давайте кратко проанализируем
возможности современных усилите-
лей мощности. В самой низшей цено-
вой группе единственным прием-
лемым решением будет полностью
полупроводниковый усилитель (вы-
ходные каскады на транзисторах или
микросхемах). Практически неизбеж-
ными будут ограниченность самого
нижнего регистра, а также окраска в
других регистрах. Эмоциональная
вовлеченность —
редкость, простран-
ственно-объемные свойства скромные.
В средней ценовой группе сосуще-
ствуют транзисторные и ламповые
усилители (однотактные и двухтакт-
ные). К завоеваниям первых прибав-
ляются пространственное разреше-
ние и углубление басов. Вторые уже
могут
отличаться
правильностью
тембра, обеспечивать вовлеченность
в прослушивание, но почти никогда
не дают глубокого и четкого баса.
Транзисторные усилители будут иметь
большое преимущество в выходной
мощности.
В самой высокой ценовой группе
транзисторный усилитель, с точки
зрения здравого смысла, не нужен.
Хотя их там предостаточно: работа-
ют приверженцы подхода „больше
значит лучше“ и „объемные фокус-
ники“. Не имея особых ограничений
в цене, можно сделать транзистор-
ный усилитель с уникально глубо-
ким басом и суперобъемной звуко-
вой сценой. Можно также получить
мощность, близкую к киловатту, и
сохранить качество звука, соответст-
вующее предыдущей ценовой груп-
пе. Однако, повторю, если покупа-
тель желает слушать музыку так, как
не смог этого сделать, общаясь с ме-
нее дорогими усилителями, он дол-
жен обратить взор в сторону лампо-
вых усилителей. Если при этом он
готов смириться с их эксплуатацион-
ными недостатками (нагрев, замена
ламп и т. п.), то в звуковой рай смо-
гут заманить только электровакуум-
ные сирены (или сирины), а также
двухтактные Сциллы и Харибды или
однотактные Циклопы.
Разумеется, из всех правил бывают
исключения, а все классификации ус-
ловны. Тем не менее, предваритель-
ные замечания позволяют присту-
пить
к
серьезному
исследованию
лампового усилителя мощности „Ba-
lanced Audio Technology VK-60“. Це-
на, превышающая 5000 эквивалент-
ных долларов США, нацеливает его
в... среднюю ценовую категорию. Да,
к сожалению, современное положе-
ние экономики, исследовательского и
производственного комплексов тако-
во, что высшая ценовая категория
(усилители high end) доступна край-
не узкому кругу людей.
„VK-60“ не слишком сложен в ис-
пользовании. Автоматическая под-
стройка тока смещения означает, что
усилитель начинает работать, даже не
прогревшись до конца. Включив тум-
блер „сеть“, надо все же пару минут
подождать.
Три отвода для подключения на-
грузки предоставляют возможность
для подбора оптиматьной стыковки
усилителя и АС. Усилитель ламповый,
выходной трансформатор в нем есть,
поэтому коммутацию можно прово-
дить, не отключая усилитель от сети
(не забудьте, однако, убрать громкость
на „преде“ или включить „Mute“). Что
бы ни было написано в паспорте на
АС, начните с конфигурации выход-
ных клемм „medium“ (4-6 Ом). По-
слушайте музыку, в которой заметны
инструменты нижнего регистра, от-
метьте, как передаются протяженные
и короткие низкочастотные звуки.
Испробуйте два других положения
(3-4 Ом, 6-8 Ом) и выберите для се-
бя лучшее. Хотя я предлагаю слушать
звуки,
а не музыку, подключение к вы-
ходным клеммам, конечно, действует
не только на отчетливость баса. Про-
сто наиболее правильный, читаемый,
дифференцированный по высоте тона
бас соответствует оптимальному про-
явлению и всех других музыкально
важных свойств звучания усилителя.
К тому же количество баса и откры-
тость звучания в целом имеют тен-
АупиоМагазин 2/1999
предыдущая страница 41 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн следующая страница 43 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст