вы ставки
37
работам метод субъективного выявле-
ния таких искажений. Ниже его по-
дробно опишет Дмитрий Зиловянский.
Среди посетителей выставки были
замечены
Александр Ситковецкий,
Евгений Хавтан, Юрий Антонов.
..
Голосование называет победи-
телей
Перед последним днем выставки
коллектив „АМ“, вместо того чтобы
спать, занимался сортировкой и под-
счетом анкет.
В голосовании участвовало 374 рес-
пондента, из них около 86% —
мужчи-
ны. Москву представляло 86,1% опро-
шенных, Петербург —
1,3%, Украину —
1.9%. прочие регионы - 8,8%. Геогра-
фически Россия была представлена
территорией от Белгорода до Тюмени
и от Полярных Зорь до Йошкар-Олы.
Слепой жребий указал анкеты, ав-
торы которых были награждены при-
зами, предоставленными журналом
„АудиоМагазин“.
Первый приз —
обладателем ресивера
„Sony“ стал Пружиним А. В. из Москвы.
Второй
приз
-
комплект
кабелей
„AudioQuest“ получил Бирюков II. Л.
из Зеленограда. Третий приз —
набор
компакт-дисков
(„ЕСМ“,
„MFSL“,
..RCA Victor“) достался Ермакову М. Ю.
из Реутова.
До встречи в 2000 году!
Дмитрий ЗИЛОВЯНСКИЙ
АльтЙонк ванден Хул: 1001-ый
способ субъективной оценки ка-
чества звучания аудиоаппаратуры
Довольно любопытный метод субъ-
ективной оценки качества звучания
аудиоаппаратуры предложил А.-Й. ван
ден Хул, хозяин одноименной фирмы,
выпускающей межблочные кабели и
кабели к АС.
Ход его рассуждений был примерно
следующий.
Проходя тракт звукозаписи (ком-
пьютерное
редактирование,
масте-
ринг, монтаж, тиражирование и проч.)
и, в дальнейшем, тракт воспроизведе-
ния, аудиосигнал деградирует. Ухуд-
шаются все субъективные параметры,
включая детальность, динамику, темб-
ральный баланс, точность локализа-
ции, ширину и высоту звуковой кар-
тины. Последнее ван ден Хул называет
„пространственным впечатлением“ и
считает наиболее важным субъектив-
ным параметром качества звучания,
особенно с точки зрения верности
оценки.
Основная идея достаточно проста:
известно, что все звенья тракта, в си-
лу своего несовершенства, привносят
в изначальный аудиосигнал дополни-
тельные сигналы, не являющиеся ча-
стью музыкальной ткани. В сущности,
эти дополнительные сигналы можно
рассматривать как отдельные моно-
фонические сигналы, смешанные с
пространственными сигналами лево-
го и правого каналов. В дальнейшем
ван ден Хул называет такие сигна-
лы М(л) —
монофонический сигнал,
добавленный
к левому
каналу,
и
М(нр) —
монофонический сигнал,
добавленный к правому канату.
О сигналах М(л) и М(пр) известно
следующее:
монофонические сигналы М(л) и
М(пр) в основном состоят из продук-
тов линейных и нелинейных гармони-
ческих и фазовых искажений исход-
ных сигналов левого и правого кана-
лов:
М(л) и М(пр) не идентичны (в си-
лу различий исходных сигналов), но
имеют схожий механизм образования,
поскольку левый и правый канаты ва-
шей системы почти одинаковы;
чем выше уровень М(л) и М(нр),
тем хуже передается ощущение аку-
стического пространства, тем больше
звук „прилипает" к акустическим си-
стемам, тем больше стереофоническое
звучание напоминает „двойное моно“,
тем труднее найти правильное распо-
ложение АС и, в конечном счете, тем
хуже аппаратура;
чем меньше звеньев в цепи обра-
ботки сигнала, тем меньше уровень
М(л) и М(ир), тем более эмоциональ-
ным, прозрачным, чистым становится
звучание; появляется акустический
масштаб, глубина, пространство, окру-
жающее исполнителей.
Метод оценки заключается в следу-
ющем.
Попросите кого-нибудь встать, на-
пример, перед левой АС.
Сигнал М(л) будет частично абсор-
бироваться телом стоящего человека.
При этом исходный сигнал левого ка-
нала тоже будет абсорбнроваты'я, но
его потери повлияют на звуковую кар-
тину в меньшей степени. Дело в том,
что, воспроизводя акустическое прост-
ранство, в котором исполнялась и за-
писывалась музыка, исходные сигна-
лы левого и правого каналов взаимно
дополняют друг друга по амплитуде и
фазе. Для сигналов М(л) и М(пр)этот
взаимодополняющий механизм не ра-
ботает, поскольку между ними нет вза-
имной корреляции, то есть определен-
ного пространственного (фазового)
соотношения —
фазы сигналов М(л) и
М(пр) относятся друг к другу случай-
ным или по крайней мере неестествен-
ным образом.
Итак, ваш ассистент стоит перед ле-
вой АС. Если при этом происходит
значительное смещение акустического
центра в сторону правой АС. вы може-
те с уверенностью заключить, что по-
глощается большое количество М(л).
Аналогичная ситуация будет склады-
ваться, когда ваш помощник перейдет
к правой АС. Чем больше М(нр) при-
сутствует в сигнале правого канала,
тем больше акустический центр сме-
стится влево.
При
меньших
уровнях
М (л)
и
М(нр) (в случае более качественной
аппаратуры или более короткого трак-
та) акустический сдвиг будет меньше.
В случае полного (в идеале) отсутст-
вия М(л) и М(пр) стоящий перед од-
ной из АС человек (или предмет) поч-
ти не нарушит звуковой картины.
Д.чя эксперимента требуется опреде-
ленный опыт прослушивания и хорошо
записанный материал: компакт-диски,
аналоговые записи или ОАТ-мастер-
ленты, записанные с применением
двухмикрофонной техники.
Погоняв своего ассистента от одной
АС к другой раз десять, вы получите
четкое представление и о сути этого
эксперимента, и о качестве тестируе-
мой аппаратуры. Меняя компоненты,
акустические системы, кабели и аксес-
суары. можно с точностью выбрать
наилучший вариант. Подобным же об-
разом можно определить наиболее
приемлемое расположение АС в ком-
нате. Экспериментально удалось уста-
новить. что при большом уровне М(л)
п М(пр) расстояние между акустиче-
скими системами не должно превы-
шать три метра, а при низком уровне
может быть увеличено до восьми мет-
ров и в целом становится менее кри-
тичным. ◄
А улиоМ агазин 2 /1 9 9 9
предыдущая страница 38 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн следующая страница 40 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст