вы ставки
35
веческого слуха, с помощью которой
изучается топология звукоусилитель-
ных схем. На конференции в „Софи-
теле" Шушурин неожиданно углубил-
ся в метрологию усилителей и доволь-
но обстоятельно рассказал о том, что
ему представляется важным, а что нет.
Отвергнув традиционные измерения
как бессмысленные, Шушурин тем не
менее считает, что существует некий
набор определенным образом изме-
ренных параметров, оценив которые,
можно сделать заключение о качестве
звучания усилителя - без прослуши-
вания (!!!).
Обозначив свой набор параметров
как определитель „абсолютной линей-
ности системы“, Шушурин не стал уг-
лубляться в детали, заявив, что если
для ясности понимания упростить
картину, то некоторый ряд следующих
зависимостей уже указывает на каче-
ство усилителя.
Первой в этом ряду будет зависи-
мость коэффициента гармоник от ча-
стоты при разных выходных мощно-
стях. В усилителе, близком к идеалу с
точки зрения звуковоспроизведения,
эта зависимость будет напоминать
кривые, изображенные на рис. 1. На
рис. 2 изображена зависимость коэф-
фициента гармоник и шумов от вы-
ходной мощности. В идеале кривые
для разных частот сигнала должны
совпадать.
Кг *шум
___________________Р 4__________________
_________ РЗ_________
___________________Р 2 __________________
___________________Р1___________________
20
20Kf.ru
Рис. 1
Kf *шум
Строгие ограничения, по мнению
Шушурина, накладываются и на ча-
стотный спектр гармоник, и на его за-
висимость от мощности. Очень важ-
ны также соотношения между гармо-
ническими составляющими разных
порядков.
Далее, по мнению Шу-
шурииа, применяя еще
некоторые
параметры,
причем, как и первые два,
не просто в количествен-
ном выражении, а имен-
но в аналитйчееки-гра-
фнческом виде, можно
изучить отклонение кон-
струируемого усилителя
от „абсолютно линейно-
го“ и сделать выводы о
характере его звучания.
Отвечая
на
вопросы
собравшихся слушателей, один из кото-
рых в буквальном смысле попросился к
Шушурину в ученики, директор нью-
йоркских фирм „LAMM Industries“ и
„LAMM Audio Laboratories" также за-
метил, что на данном этапе развития
инженерной науки измерения парамет-
ров вроде „сигнал/шум“ лишены смыс-
ла, а столь часто муссируемые фазоча-
стотные характеристики для него осо-
бого интереса не представляют, так как
его подход к разработкам обеспечивает
необходимые фазовые характеристики
с большим запасом.
Жак Мауль („Focal-JM Lab“) в свой-
ственной ему мягкой манере рассказал
мне о том, как пришел в hi-fi-индуст-
рию и, немного подумав, улыбнулся:
„Знаете, по-моему, самое важное в high
end —
это опыт“. На мой вопрос о вся-
ких экзотических излучателях типа
„звезды“ Мангера или пьезоплеиоч-
ного „Audax HD-3P“ Мауль совершен-
но справедливо отвечал, что как бы
прекрасны они не были, если им при-
ходи гея работать совместное обычным
электродинамическим громкоговори-
телем, то наше ухо обязательно заме-
тит „стыковку“. В этом смысле, сказал
Мауль, вогнутый купол, который „JM
Lab“ использует в знаменитых ВЧ-го-
ловках, представляет собой миниатюр-
ное подобие НЧ-динамика, только
приспособленное для
малых длин
волн, и поэтому наше ухо обманывает-
ся и воспринимает единство, интегри-
рованность звука.
Одна из комнат „Русской Игры“, та,
где работали компоненты француз-
ской фирмы „Cairn“ и акустические
системы „Epos“, подверглась всесто-
ронней обработке устройствами „Наг-
monix“. Устройства
ножки под ком-
поненты и АС, колечки на кабели,
антирезонансные наклейки на корпу-
са и стены, собственно кабели и сете-
вые гармонизаторы —
применял лич-
но г-н Казуо Киуши, посетивший мо-
сковскую выставку во второй раз. На
семинаре Киуши-сан заявил собрав-
шимся, что в результате применения
устройств „Harmonix“ они услышат
В. Шушурин (слева) и П. Квортруп на
официальной церемонии открытия
выставки
мастерство дирижера или певца. Это
прозвучало по-нашему, по-аудиомага-
зннному.
Питер Квортруп („Audio Note UK“),
рассказав о серии „0“. кратко прошелся
по любимым темам. Транзисторные
усилители на малых уровнях сигнала
работают плохо, искажения у них вели-
ки, и чтобы это хоть как-то замаскиро-
вать, делают ннзкочувствнтельныс АС.
Высокая чувствительность АС нужна
обязательно, но при этом на рупорные
конструкции сам он смотрит с осто-
рожностью. Затем Питер Квортруп за-
тронул современный маркетинг и це-
нообразование, показав, что, например,
в составе цены усилителя наибольшую
часть занимают тара и упаковка, а в
расходах на подготовку новой модели к
производству львиную долю средств
потребляет отдел маркетинга.
С малых уровней сигнала начал свою
аргументированную беседу и Альт
Ионк ван ден Хул, поборник неметал-
лических кабелей. В металлическом
проводнике на іраницах кристаллов
поток электронов встречает препятст-
вие, которое в случае малых сигналов
оказывается непреодолимым. Возни-
кают характерні,іе искажения перехо-
да через ноль. Монокристаллическая
медь является мифом, так как простей-
шие механические операции над про-
водником: изгиб, перемотка на катуш-
ки и т. п., дробят кристаллическую
структуру. Подготовленный особым
образом углерод, в виде тончайших ни-
тей с однородной мельчайшей атомной
структурой, упомянутых искажений не
имеет, кроме того лишен механической
и химической нестабильности. Далее
г-н ван ден Хул рассказал, что искаже-
ния перехода через кристаллические ба-
рьеры проваляются в звучании в виде
паразитных сигналов. Назвав полез-
ные сигналы стереолевым и стереопра-
вым, паразитные сигналы можно на-
звать монолевым и моноправым. Раз-
А укиоМ агазин 2 /1 9 9 9
предыдущая страница 36 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн следующая страница 38 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст