музыка 109
„Первое причастие Девы Марии“— одна из самых попу-
лярных пьес цикла (номер 11). Образ коленопреклоненной
Марии, прислушивающейся к зарождающейся в ней жизни
и благодарящей Бога, передан Мессианом в изысканных де-
татях. Здесь и компактное звучание темы Бога внутри
клавиатуры, и птичьи всплески сложных арпеджиато (тема
Святого Духа), и капли сталактитов (этот храм у Мессиана
оказывается пещерой). В среднем разделе — тимпаны и тру-
бы знаменуют приветствие Девы Марии Христу: „Мой сын,
мой Бог, мое Величие, моя любовь вне власти слов“. Григори-
анские восторженные юбиляции2 перекатываются из регист-
ра в регистр и отдаются эхом в по-лнстовскп виртуозных пас-
сажах каденции! И вот карильонный3 звон оатадевает всем
существом исполнителя —
он действительно превращается в
инструмент, на котором играет Вселенная. Если так ощутить
мессиановскую расширяющуюся ритмическую прогрессию,
то словно попадаешь в акустическую „бегущую волну“, зату-
хающую в соответствии со строгими математическими зако-
нами, в резонанс кульминации.
...Биение сердца Иисуса, которое Мария ощущает во чре-
ве. передано жесткой формулой ритмической прогрессии
5-7, 6-8, 7-9, 8-10, 9-11 ударов, повторяющихся на одном
звуке басов. Испытываешь мистический трепет в миг, когда
осознаешь, что таким мотивом остинатных басов в средневе-
ковой традиции обозначалась Смерть. Душа, воплощаясь в
тело, умирает для Вечности.
..
В репризе —
после чуда воплощения Иисуса — тема Бога
звучит в сокровенной тишине, без аккомпанемента темы
„всплеска крыльев Духа Святого“. Почему? —
для ответа,
вероятно, нужно обратиться к теологам. Для диминуэндо
Мессиан не указывает пределов. Его последняя ступень —
тишина. В последний раз тема Бога звучит без первого ак-
корда —
его замещает пауза.
Одна из самых виртуозных пьес цикла —
„Взгляд радост-
иого духа". Мессиановский Дух радости —
стихийно языче-
ский под оболочкой католицизма —
взывает к самым древ-
ним, глубинным слоям нашего подсознания и дает мощный
импульс к их высвобождению. Могучий Шива, в пляске рас-
таптывающий пришедший в упадок мир,— и улыбчивый
Вишну, лежащий в дремоте и, играя, сотворяющий из своих
золотых божественных снов мир заново,—
вот образы, кото-
рые встают в сознании при звуках этой пьесы (опять вели-
кий „паломник в страну Востока“ Герман Гессе находит лите-
ратурную форму для наших слуховых фантазий).
Мессиан, к слову сказать, и сам обладал мощным поэтиче-
ским дарованием (его мать была известной в кругах сюрреа-
листов поэтессой). Его комментарии к пьесам цикла образны
и метафоричны. Иногда, впрочем, говорят о чрезмерной пе-
регруженности, даже безвкусности его текстов. Это та же
проблема, с которой сталкиваются те, кто думает о литера-
турных пассажах Вагнера или Скрябина, в конечном счете
вопрос здесь заключается в личном доверии к автору, в при-
нятии его интонации. Лично дтя меня каждое слово мессиа-
новскнх коммен тариев полно смысла и поэтично. Взять хотя
бы „Поцелуй младенца Иисуса“. Я не понимаю В. Екимов-
ского, говорящего о „почти бесстыдной чувственности“ этой
пьесы. В этой мистерии стремящихся друг к .другу полифо-
нических линий, словно воплощений Земли и Неба, мне слы-
шатся ритуалы Древней Индии, откровения Средневековья,
2 Юбиляция ()иЫ1апо - ликование,
ла т .)
вокализ п конце аллилуйи (хорового
рефрена после сольного исполнения стихов псалма); особенно продолжительный
распев, приходящийся на последний слог
3 Карильон, карийон
(букв,
трезвон,
ф ранц.) -
набор колоколов (часто с клавиш-
ным механизмом), подобранных так. что их звуки образуют диатонический или
хроматический звукоряд. С XV в. распространен в странах Западной Европы. В
начале XVI! в. в Германии был реконструирован в „колокольное фортепьяно“.
а не вагнеровско-флоберовский „священный будуар“. Хотя,
если уж вспоминать мир позднеромантический, пресыщен-
ный, исполненный томления, то, конечно, невозможно уйти
от „Смерти Изольды" Вагнера —
Листа, непосредственно
подводящей к Мессиану фортепьянной транскрипции фина-
ла вагнеровской оперы. Нелишне напомнить, что Мессиан
вдохновился, но его собственным словам, гравюрой XV века,
изображающей Христа, который с рук Девы Марии тянется к
Святой Терезе из Лизье. в то время трехлетней девочке.
Форма вариаций на неизменный бас (проводящий тему
Бога „как колыбельную“—
Мессиан) —
одновременно и ба-
рочная и романтическая (ближе всего к ней —
Шопен, с его
Колыбельной для фортепьяно). Каждая из орнаментальных
вариаций, возносящих нас к новым сияющим высотам, дает
новую, исторически обоснованную, идею фактуры: от проте-
стантского хорала (Бах) к джазовой блюзовости, от листов-
ской виртуозности —
к типичному Мессиану, и —
вперед, к
Шопену! Руки, благодарно откликающиеся на знакомые
формулы, ведут слух —
и парят, поддерживаемые мощными
крыльями слуховой фантазии! ^
Дискография произведений Оливье Мессиана
Оливье Мессиан
Органные сочинения
Исп. автор
„ЕМ Г CZS 7 6741 2
Образы слова Аминь
Марта Аргерих, Александр Рабинович, ф-но
„EMI“ CDC 7 54050 2
Турангалила-симфония
Мишель Берофф, ф-но; Жанн Лорио, волны Мартено; Лондон-
ский СО, днр. Андрэ Превэн
„ЕМ1 Classics“ CDM 4 79375 2
Турангалила-симфония, Квартет на конец времени
Бирмингемский СО. дир. Саймон Рэттл, Питер Донохоу.
ф-но, Сашко Гаврилофф, Хаиц Дейнцср, Зигфрид Пальм, Алоиз
Контарски
„ЕМГ CDS 7 47463 8
Три маленькие литургии божественного присутствия
Ивонн Лорио, ф-но: Жанн Лорио, волны Мартено; Женский хор
и Камерный оркестр R.T.F., дир. Марсель Куро
Медитации на мистерию Святой Троицы
Оливье Мессиан, орган
„Erato“ 4509-92007-2
Хронохромия. Град в вышних. И чаю воскрешения из мертвых
Кливлендский СО, днр. Пьер Булез
„Deutsche Grammophon“ 4445 827-2 GH
Двадцать взглядов на младенца Иисуса
Ивонн Лорио, ф-но
„Erato“ 4509-91705-2
Двадцать взглядов на младенца Иисуса
Мишель Берофф
„ЕМГ CZS 7 69461 2
Двадцать взглядов на младенца Иисуса
Антон Батагов, ф-но
„Мелодия“, SUCD 10-00041, SUCD 10-00042, SUCD 10-00043
Каталог птиц. Садовая славка
Анатолий Угорский, ф-но
„Deutsche Grammophon“ 439 214-2 GH3
Каталог птиц
Де Оливейра, ф-но
„VOX“ 4-VOX SVBX-5464
Двадцать взглядов на младенца Иисуса
Де Оливейра, ф-но
„VOX“ 3-VOX SVBX-3486
АупиоМагазин 2/1999
предыдущая страница 110 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн следующая страница 112 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст