музыка 107
Ольга СКОРБЯШЕНСКАЯ
І
і
/
ic=%-
г
1 Ж , I
«
В 1990 году в исполнении гениального ленинградского пи-
аниста Анатолия Угорского я услышала пьесы из „Каталога
птиц“ Оливье Мессиана и его же „Первое причастие Девы“ из
„Двадцати взглядов на младенца Иисуса“1. Много раз впос-
ледствии я слышала Мессиана в исполнении Угорского, в
том числе и на компакт-дисках фирмы „Deutsche Gram-
mophon“ (заключившей в 1992 году эксклюзивный договор с
Угорским на запись „Каталога птиц“) —
но ничем не пере-
крыть впечатлений от того незабываемого вечера.
Словно бы в действительности, а не в воображении произо-
шла встреча композитора, которого Родион Щедрин назвал
„похожим на школьного учителя скромным разрушителем
закосневших догм“, живым авангардистом,—
с нами, неисто-
во аплодирующими его „космической музыке“. .
..Прошло не-
много лет —
и ситуация резко изменилась. Из знамени широ-
кого (так казалось тогда) движения молодых музыка Месси-
ана стала предметом ин-
тереса стойких одиночек.
Уже не к другим плане-
там обращены его триум-
фы, они поддерживают
упорство
тех,
кто
на
ощупь пробирается в хо-
лоде, и мраке. Уехавшего
в
Германию
Анатолия
Угорского помнят в Пе-
тербурге немногие. Офи-
циально признанный во
всем мире, после смерти
причисленный католиче-
ской церковью к лику
святых, Мессиан сегодня
почти забыт в России.
Влияние его музыки нельзя уже объяснить властью моды
или конъюнктурой. Теперь у нас больше времени, чтобы при-
стально вглядеться в его партитуры, медитируя над каждым
тактом.
Он сам изобрел для такого процесса вслушивания-погру-
жения замечательное слово —
„Взгляд“ („Regard“). Целиком
растворившись в созерцаемом объекте, прозреваешь в нем
бездны и выси. Или сливаешься с ним и даже сам и м ста-
новишься (подобно герою рассказа Кортасара „Аксолотль“,
который из стороннего наблюдателя, прикованный при-
стальным взглядом аксолотля, сам преображается в это
экзотическое существо).
Но эти руки! Проклятые пальцы пианиста! Потихоньку и
мошеннически, как и подобает настоящим ремесленни-
кам, склеивают' они из старых, им давно уже привычных,
музыкальных частиц целые тела, целые произведения, и
благодаря тому, что эти произведения выглядят почти как
1
Благодаря энтузиазму Анатолия Угорского музыка Оливье Мессиана звучала в
Ленинграде с середины 70-х годов, когда совместно с Адилем Федоровым. Бори-
сом Псргаменщиковым и Зиновием Винниковым он исполнил знаменитый
„Квартет на конец времени".
Вверху: Святая капелла. Купол
Слева: Святая капелла. Капитель одной ил колонн верхней
капеллы
новые, звучат мило и закругленно, они одобрительно при-
нимаются первой судебной инстанцией — подкупленным
слухом!
К М. фон Вебер). Жизнь музыканта
Боюсь, коллизия, обозначенная Карлом Марией фон Ве-
бером в 1821 году, не потеряла своей актуальности и теперь.
Есть и сегодня два типа композиторов: одни ориентируются
на „неподкупный внутренний слух“—
и пишут для фортепья-
но плохо, а то и вовсе не пишут для него; другие, пишущие
пиаиистично и удобно,—
чаще всего не открывают ничего
нового в области слуховой. Мессиан не принадлежит ни к
первым, ни ко вторым. Сам игравший всю жизнь на органе,
сочинявший фортепьянную музыку в расчете на конгени-
альное исполнение своей жены, знаменитой французской
пианистки Ивонн Лорио, он пишет удивительно пианистич-
но — и совершенно по-новому. Он создает мир фортепьян-
ных звучностей —
небывалых и неслышимых никем, мир не-
возможный для всех сочинявших для фортепьяно д о него,
мир, который лучше всего характеризуют его собственные
слова: „очарование невозможностей“. Только двух компози-
торов, создавших то, что собственно и является современ-
ным фортепьяно, и радикально реформировавших образ
фортепьянного звука, можно поставить рядом с ним
и пе-
ред ним. Эти двое —
Шопен и Дебюсси.
От Шопена Мессиан воспринял истинное понимание при-
роды фортепьянной техники. „Слышащая рука“, рука, по-
груженная в клавиатуру и тонко ощущающая, а часто и
предощущающая все изгибы фактуры, рука, в тонких
вибрациях которой рождается звук, лишь после становя-
щийся доступным чуткому уху,—
этот идеал шопеновского
пианизма является идеалом и для Мессиана. Синестезия
слуха Дебюсси, которому доступно восприятие цвета, и све-
та, и аромата — и Бог знает еще чего, какого шестого чув-
ства,—
отличает и слух Мессиана. И все же ему было прису-
АупиоМагазин 2/1999
предыдущая страница 108 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн следующая страница 110 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст