106
музыка
Собор Парижской Богоматери. Роза на южном портале.
Фрагмент витража
реализованные композиторами-мензуралистами (Филипп де
Вихри, Гийом де Майю) в XIV веке.
А теперь вернемся к процитированным в начале статьи раз-
мышлениям композитора. О каком таком препятствии, о ка-
ких невозможностях идет речь? Мессиан говорит о трех сво-
их принципиальных нововведениях, касающихся гармонии,
ритма и музыкальной формы (так сказать, ритма высшего по-
рядка). При том, что композитор использует их автономно,
между ними есть нечто общее —
мессиановская идея „ограни-
ченности“. Всё вместе попробуем пояснить с помощью одной
аналогии, на которую композитор и сам неоднократно ссы-
лался. Представим себе соборную розу —
величественный
витраж портала, ведущего в готический храм. Вообразим те-
перь, что лепестки этой причудливо симметричной розы с не-
которой периодичностью повторяются по кругу. Если мы ста-
нем мысленно поворачивать розу, помещая одни лепестки на
место других, то вскоре получим вариант их расположения,
идентичный первоначальному. Количество непохожих вари-
антов окажется меньше общего числа лепестков. В этом и со-
стоит эффект мессиановской „ограниченности“: причудли-
вые потоки его звуковых красок возвращаются на круги своя
прежде, чем от них этого ожидаешь. К сказанному следует до-
бавить, что потоков этих несколько, и каждый разворачивает-
ся в своей темброво-гармонической плоскости, в своем темпе
и со своей периодичностью.
Что может извлечь из этого доверчивый слушатель? И на
этот каверзный вопрсх- отвечает словоохотливый композитор:
„...представим себе слушателя нашей модальной и ритмиче-
ской музыки. Во время концерта его не будет интересовать
проблема нетранспонируемости и необратимости, у него не
хватит времени на их логическую проверку. Быть очарован-
ным — единственное его желание. Так. собственно, и произой-
дет: слушатель помимо воли поддастся дивным чарам невоз-
можностей, впечатлению тональной вездесущности в нетран-
спонируемости. некоего единства движения в необратимости
(когда начало и конец сливаются воедино
идентифицируют -
ся)
всему, что постепенно приведет его к тому роду
«тео-
логической радуг и»
искомому роду музыкального
языка, которому мы стремимся придать теоретическое обос-
нование“
(„Техника моего музыкального языка“).
Ну а если не во время концерта, так. может быть, во время
прослушивания компакт-диска?.
. ◄
The Speaker Specialists'
настоящим
ро1ковник
Модель
Мощность, Вт
Диапазон частот. Гц
Примечание
RT2000p
300
20-26000
встроенный супербас 200 Вт
RTlOOOp
250
25-26000
встроенный супербас 160 Вт
RT800
250
28-26000
RT600
150
3026000
RT400
150
40-22000
PSW300
125
19-150
сабвуфер для домашнего кинотеатра
PSW150
200
20200
сабвуфер для домашнего кинотеатра
CS350
100
40-26000
центральный канал
центральный канал
в
CS350
N F D R C □ М
Официальный дистрибьютор — фирма «Инфорком»
Москва, ул. Рябиновая 45, тел.: (095) 447 4355, 447 4394, факс 447 4584,
E-mail: inforcom@online.ru
АупиоМагазин 2/1999
предыдущая страница 107 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн следующая страница 109 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст