м узы ка
99
(22 проведения) до его полного исчез-
новения.
Попробуйте
бесконечно
тверди ть слово, и оно потеряет снача-
ла значение, затем привычность фо-
нетики, и, наконец, отграничен ность
от невнятного мира шумов. Третья
часть —
прекрасное, малеровски-про-
щально-бесконечиое адажио (прости-
те,
Lento).
И кратчайшая пятая часть
(две минуты из сорока), самая пора-
зительная среди всего: лестница в си-
яющие диатонические небеса.
Несмотря на свою доступность ис-
полнителю и слушателю Шестая и
Седьмая симфонии Шнитке будут за-
быты не позже, чем уйдет поколение
его младших современников. Вось-
мая —
нет, хоть ее слабости и очевид-
ны®. Кажется, что в обеих быстрых
частях, второй и четвертой, прерыв-
ность музыкального тока имеет теле-
сную причину. Словно композитор
уже не находит в себе физических
сил развернуть, выписать в партиту-
ре все богатство побочных голосов, а
ограничивается двумя-тремя. От это-
го музыка приобретает характер кон-
спекта, но не во времени, а в прост-
ранстве. Повсюду однообразен как 6
6 Предшественницы, Шестая и Седьмая, сплошь из
них состоят.
собственно ритм, так и ритм чередо-
вания контрастных фрагментов — то,
что называется крупным синтакси-
сом и из чего форма берет свое дыха-
ние. Герметичность (на Кого направ-
лена форма?), отсутствие лишних де-
талей в таких условиях слышатся как
упрощение.
Было ли оно вынужденным?
Для музыки Шнитке и для него са-
мого
Рождественский
сделал
так
много, как никто другой. Играя этого
автора, он всегда в него перевопло-
щался. Играя Восьмую, Рождествен-
ский становится голосом для Мои-
сея-Шнитке, его личным Аароном.
Большего в исполнительстве достичь
нельзя. Однако вполне возможно, что
в последние годы дирижер, предвидя
скорый конец, хотел „дотянуть" чи-
сло симфоний до магического, кото-
рое перевело бы Шнитке в общеизве-
стный ряд (и ранг) симфонистов. В
чем и преуспел. Девятую — закончен-
ную им самим уже в то время, когда
Шнитке был полностью парализован
и утратил дар речи не только музы-
кальной. но и словесной,—
Рождест-
венский впервые исполнил в Москве
незадолго до смерти Шнитке.
Итак, от лучшего исполнителя и
преданного друга исходили сообра-
жения престижа ш аеСегпит; с неко-
торых пор Шнитке принял вид веч-
но сумрачного пророка; он явно по-
пал под недобрую защиту своего
имени —
восторженно принимали
все, что им писалось; наконец, ком-
позиция —
дело энергоёмкое, а силы
были на исходе. Возможно, поэтому
опусы Шнитке последнего периода
по качеству заметно уступают не
только его шедеврам —
Третьему
скрипичному, Альтовому, Хоровому
концертам или Четвертой симфо-
нии,-
но и другим произведениям
восьмидесятых годов.
Последнее „но“. Разве нс жестоко
оценивать композитора, который, бу-
дучи почти неспособным передви-
гаться, все-таки записывает уже тре-
молирующей рукой далеко еще не
дрожащие музыкальные мысли? Да,
жестоко - но только самого автора и
с точки зрения гуманизма. Жизни.
Искусство, которое делает человек,
отделено от жизни. Оно требует су-
дить не человека, а произведение его
искусства. Как и религии, искусству
ведомо сострадание, но снисхожде-
ния оно не знает. (7,15, 13)
XEL Топовая модель аку-
стики фирмы REGA отмеча-
лась как лучшая в своем
классе журналом Hi R
Choice. АС хаскомструм-
ровака для работы в боль-
ших и сложных, с точки
зрения акустики, комютах.
Характеризуется упругим
басом, хорошо контролиру-
емым в условиях хеилой
комнаты, необычайно лег-
ким, музыкальным звучани-
ем. которое не утомляет.
Весьма интересно акусти-
ческое оформление АС -
гибрид четвертьволновою
лабиринта я закрытого кор-
пуса Восьмислойная зву-
ковая катушка НЧ головки и’
четырсхслойиая - средне-
частотной, позволяют ис-
ключить сложный раздели-
тельный фильтр
REGA Planar 9
•Самые взыскательные знатоки винила просто обя-
заны слушать звучание этого впечатляющего своей
основательностью проигрывателя»
What HI-FI?, май 1996 г
Проигрыватели
виниловых дисков и СР,
предварительные и усилители
мощности, тюнеры,
акустические системы
и звукосниматели.
Planar 2 и Planer 3
лучшие виниловые проиг-
рыватели последних 20-ти пот в своей ценовой
категории
Официальный дистрибьютор - фирма
“ИНФОРКОМ”
Тел. (095) 447 4355/4394, E-mail: inforcom@online.ru
Магазины розничной торговли: Салон "Аудио-Лайн», Москва, (095) 241-58-00, 241-58-98 • М-н «Нота +»095) 238-10-03 • Торговый дом «Кит» (095)
181-42-69, 152-48-41, 181-02-04 -Салон «Фортуна» (095) 252-03-96 • «Кит» (ВВЦ) (095) 181-02-04, (095) 152-48-41 • «Чёрная жемчужина»
(095) 273-88-77 • «М Стерео». СПб (812) 233-63-47 • .Hi-Fi Аудио», СПб (812) 325-30-85 • «Грифон», Ростов-на-Дону (8632)66-82-82
АупиоМагазин 2/1999
предыдущая страница 100 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн следующая страница 102 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст