В заключение своего послания про-
шу вашего соизволения | изложить]
мои [мысли] о судьбах форматов 16/44
и 24/96. Но позвольте мне пояснить
(простите меня за невежество, уважа-
емый г-н Никитин), что возникшая в
моем письме („АМ“ № 2 (19) 98, с. 14)
частота 14,7 кГц является частным
от деления частоты дискретизации
44,1 кГц на целое число 3, так как мне
было чисто умозрительно непонятно,
как можно
определенно
провести лома-
ную через 2 точки, а не через 3 (да, до
Лобачевского мне очень далеко!). Имен-
но поэтому мне совершенно непонят-
но, что же воспроизводится
выше
15 кГц при декодировании записей фор-
мата 16/44 „современными“ методами.
Таким образом, при далеко непол-
ной реализации процедуры Котельни-
кова в „современных“ ЦАПах вместо
передачи обертонов в указанной обла-
сти частот получается Бог знает что. И
все это может быть
слышно
даже на са-
мых дорогущих трактах! Выражается
это в замешательстве человеческих
механизмов восприятия звуковой ин-
формации, например скрипки, джазо-
вых щеточек, пространства, то есть в
какие-то моменты передачи звучания
можно почувствовать, что тебе врут. В
случае хороших трактов это очень
тонкие нюансы. Весь вопрос лишь в
том, насколько удачно тот или иной
ЦАП может адаптировать (завуалиро-
вать) эти искажения для человеческо-
го слуха.
В то же время даже очень „попилен-
ный" винил лишен этого вследствие
либо аналогового мастеринга, либо
мастеринга со студийного цифрового
формата 24/96. К тому же. рассматри-
вая звук как механическое колебание,
[можно понять], что колебание иглы в
канавке обладает более „естественны-
ми“ искажениями для человеческого
уха, чем колебание электромагнитно-
го поля, в особенности полученного из
цифровых „превращений“.
И давайте не будем оперировать
пока сомнительными сведениями о
том, что человек слышит частоты вы-
ше 22 кГц. Вот разностные частоты и
унтертона в пределах звуковых частот
16 Гц — 22 кГц слышит. Поэтому, в
принципе, формат 16/44 достаточен
для точной передачи полной звуковой
информации. Так в чем же дело? По-
чему качество звука недостаточно
[высокое] при достаточности носите-
ля? Совершенно очевидно, что вычис-
лительная мощность любого процес-
сора, применяющегося в бытовых и
студийных ЦАПах и АЦП. абсолютно
недостаточна для полной реализации
процедуры Котельникова. Для снос-
ной его реализации, видимо, надо за-
действовать всю мощность суперком-
пьютера „Cray“, чего не допустят Со-
единенные Штаты. То есть, мало того
что
кое-как
законсервировали
на
2/з
объема достаточного размера бан-
ку (Луша, это по твоей части), так еще
толком и расконсервировать не мо-
жем. Что делать? Эврика! Давайте
увеличим объем банки (с 16/44 до
24/96) и [с помощью] наших ущерб-
ных технологий загрузим ее на 2/з объ-
ема (это мы умеем), и так же ущербно
вскроем потом, но полученного куша-
нья уже будет достаточно. Да к тому
же можно будет еще раз продать все то,
что уже покушали (пардон, послуша-
ли). Двойная выгода!
Так-то оно гак, только при этом воз-
никает ряд проблем с новым консерв-
ным ножом. Увеличение потока счи-
тываемой информации в реальном ре-
жиме времени в случае, например,
DVD можно сравнить с увеличением в
оптике. Чем больше увеличение — тем
для разрешения нужна большая све-
тосила оптической системы и тем она
чувствительнее к вибрациям. Если
для приемлемого пропускания ин-
формации формата 16/44 при совре-
менном уровне развития технологий в
точной механике и электронике уро-
вень джиттера 100 пс и гарантирован-
ного незашумленного „окна“ в 16 бит
посредством применения 18-20-бито-
вых каналов передачи (2 -4 последних
бита „съедает“ шум) было достаточно,
то для [формата] 24/96 требования
возрастают до 5 пс и как минимум [до]
28-битных каналов передачи данных.
Если по-настоящему хороший CD-
транспорт можно сейчас купить в пре-
делах 2000 долларов, то такого же
уровня DVD-транспорт должен сто-
ить на порядок выше. Что же говорить
о бескомпромиссных изделиях? Да
там pick-up, двигатель или подшипни-
ки надо будет менять каждый квартал
вследствие потери нужной точности
из-за механического износа! Или сто-
ить эти детали будут, как система на-
вигации „Шаттла“.
Но предположим все-таки, что мы
решили прочитать вихляющую на ог-
ромной скорости DVD-дорожку раз-
болтанной
оптической
головкой
(здесь все относительно CD). Чем же
можно подпереть трясущийся в пля-
ске Святого Витта фронт сигнала и как
можно переварить лавину ошибок?
Разумеется, программным способом!
Переквантуем, пересинхронизируем,
запихнем в буфер, разобьем потоки
сигналов и т. п. И все это с дичайшей
скоростью вычислений (да и под элек-
тромагнитный шумок), обеспечивае-
предыдущая страница 9 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн следующая страница 11 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст