музыка
97
таж преследует в том числе и такую
цель. Вам должно хотеться пересмот-
реть видеоклип или по крайней мере не
выключать телевизор, когда на экране
снова появятся знакомые кадры. Важнее
монтажа может быть только идея (и та
бывает монтажной). И здесь приходит
на помощь столетний постлюмьеров-
скнй опыт. Нс связанный обязательст-
вом нести правду в народ и зависящий
лишь от музыкального ряда и собствен-
ной фантазии, режиссер клипа волен
бросать все. что есть под рукой, на созда-
ние образа (технологически детермини-
рованный постмодернизм). Даже дур-
новкусие от кино смотрится в клипе
иначе.
Многие приемы, отыгравшие свое в
большом кинематографе, проходят „пе-
реработку“ в клипах. При почти пря-
мом —
сыновнем — родстве с кино клип
поддерживает с ним приятельские отно-
шения н иногда кое-что дает в долг, а ча-
ще берет взаймы все что ни понравится.
„Смазанный" Робин Уильямс в вудиал-
леновском „Разбирая Гарри“ взбудора-
жил не одного кинокритика, в то время
как в клипах нечеткий образ исполните-
Если архитектура есть застывшая му-
зыка, то клип —
это музыка ожившая,
взбодрившаяся и двинувшая куроле-
сить почем зря. Еще Пушкин заметил,
что прозу нельзя писать так же, как сти-
хи. Курица —
не птица, Болгария (Фин-
ляндия) —
не заграница, а музыкаль-
ный видеоклип —
не кино + музыка.
Использование музыки в кино
тема
отдельная, глубокая, не без спорных мо-
ментов. В одном сходятся, кажется, все:
в кино главенствует изображение, а му-
зыка уже под него подстраивается. Звук
прислуживает картинке. Музыки может
даже и вовсе не быть. Принципиально
без нее снимал Ингмар Бергман, а Бу-
нюэль говорил, что, только
сняв фильм без му-
зыки, можешь по-
нять, чего ты стоишь
как режиссер. Клип
же без музыки возмо-
жен примерно так же,
как кино без пленки.
Что же такое клип и че-
му он ближе? Настало
время определиться с
терминами. По словарю
Вебстера видеоклип (mu-
sic video) — это „любая
коммерческая
видеоза-
пись, включающая в себя
исполнение
популярной
песни, зачастую путем сти-
лизованной театрализации
выступления, с использова-
нием специальных эффек-
тов.
..“. Вот в чем загвоздка. Снимаемый
когда-то на видео, а теперь чаше всего на
„целлулоид“, клип оказывается роднее
всего театру с его системой условностей.
Если в кино еще можно претендовать
на реализм, то клип par excellence1
ли-
шен как иллюзий, так и претензий. Ани-
линовые краски, не обязательно логич-
ные хитросплетения сюжета, ракурсы и
монтаж, не снившиеся даже Годару. Как
подтверждают шедевры Бертолуччи, ре-
ализм лжив! И видеоаудиоопусы, в ко-
торых рассказ истории „простого па-
ренька“ перемежается в отношении 1:1
с записью концерта того же паренька,
скучны до сведения скул и зубовного
1
Par excellence -
фр.,
в высшей степени.
..
скрежета. Клипов дядька
киномюзикл уже опре-
делил
правила
игры:
действие
происходит
в сказочной стране с
„другими
берегами"
или же во вполне кон-
кретном городке, ко-
торый ночью посетила фея, по-
красившая дома, заборы н траву, расцве-
тившая лица горожан и заставившая их
петь при каждом удобном случае. Вспо-
минаете образцово-показательных мо-
рячков из „Шербурских зонтиков” или
по линейке вымеренные лужи из „По-
ющих под дождем“? Стихия сказочно-
сти покровительствует клипмейкерам.
Чтобы клип запомнился, необходим
прежде всего напор, более высокая, чем
в кино, плотность повествования (мет-
раж оближ!) —
будучи кузеном реклам-
ного ролика, музыкальный клип обязан
„говорить много, быстро п убедительно“,
но при этом он —
товар многоразовый,
поскольку клин, как виньетка, как узор
на обоях, не должен раскрываться цели-
ком с первого раза. Убыстренный мон-
АупиоМагазин 1/1999
предыдущая страница 98 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн следующая страница 100 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст