почта
95
Милостивые государи!
В который разъ, читая вашъ слав-
ный журналъ, ловлю себя на мысли:
слишком сильно опоздалъ я с рож-
деніемь. Судя
ПО ТОМ)',
что вы пишете в
своихъ статьяхъ, вы слышали и хоро-
шо помните концергныя вьіступленія
такихъ
доблестныхъ
музыкантовъ,
какъ Гленъ Гульдъ, Яша Хейфице,
Джонъ
Барбиролли,
Вильгельмъ
Фуртвенглере, Артуръ Никишъ, и
многих другіх. Весьма вероятно, что
писатели изъ вашей славной когорты
не только были слушателями и свиде-
телями ихъ концертныхъ
выступ-
леній, но также посыпали студій во
время ихъ сеансов звукозаписи. Иначе
какъ можно объяснить ту менторскую
уверенность, что компонентъ/трактъ
вретъ/говоригь правду при прослу-
шивании, [уверенность] на которой
зиждутся многие ваши критическіе
очерки? Я не сталъ выбирать время и
место своего рожденія надлежащимъ
образомъ, а попросту родился тамъ,
где пришлось. Поневоле тихо раду-
юсь, когда пріобрету что-либо вроде
Симфоннческаго концерта для фор-
тепіано съ оркестромъ h-mol I Виль-
гельма Фуртвенглера въ исполиеніи
Эдвина Фишера подъ управленіемі,
автора („Pilz“ CD 78004, заловая фо-
нограмма 1939 г.) или Скрипичный
концерте Берга въ исполиеніи Луи
Краснера подъ управленіемі. Веберна
(„Continuum-Testament“ SBT
1004,
заловая фонограмма 1936 г.), стараясь
не делать далекоидущихъ выводовъ
при ихъ прослушиваніи. И, читая от-
четы о результатахъ проведенныхъ те-
стовъ, я не перестаю удивляться напи-
санному в нихъ, когда речь идете о
музыке.
Подчасъ вы пишете о вещахъ, про-
тивоположныхъ очевидному (наир.,
В.
Зуевъ на стр. 53 въ № 1 за текущій
годъ: „Эпатаж и самолюбование в
раннем
исполнительском
почерке
Владимира Горовица и глубокая му-
зыкальная проникновенность тракто-
вок тех же произведений, сделанныхъ
в последующие годы.
..“ Увы, здесь
уважаемый авторе в корне неправъ.
Именно ранній Горовицъ представля-
єте
гораздо
больший
интересе
в
шанистическомъ плане, причемъ на-
ибольшую ценность составляют, са-
мыя раннія записи піаниста. Въ т>'
пору онъ могь стяжать лавры виртуо-
за романтической традицій, но со-
знательно сошелъ съ этого пути. До-
статочно прослушать несколько его
записей на рулонахъ Duo-Art въ по-
трясающей
реконструкцій
фирмъ
„Madrigal Audio“ („Earwitness Trans-
criptions“. единственный безномер-
ной комплект из 2-хъ дисковъ) и
„ISOPHON“ („Earwitness Transcrip-
tions —
Critic’s Choice“, 90681) —
и вы
поймете, о чемъ я говорю. Простое
сравненіе ранняго Горовица съ Іоси-
фомъ Гофманомъ, Игнацы Падерев-
скимъ, Ферруччо Бузони и многими
піанистами старшаго поколенія пока-
зываете его піанистическую состоя-
тельность именно в ранній періоде
творчества. Зрелости же упомяну-
тыхъ гигантовъ ему не суждено было
стяжать никогда.
На той же странице (чуть выше)
тотъ же авторе пишете о соотно-
шеніи звучанія „винила“ и CD на
примере записей Глена Гульда. Увы,
здесь сокрыть могучій подводный ка-
мень. Если речь о записяхъ
только
фирмы „Columbia (CBS)“, то здесь
есть ещё о чемъ говорить. Если же
сравнивать трансферы „Sony Classi-
cal“ с „виниломъ“ „CBS“, то этакъ мы,
судари, далеко пойдемъ! Ни одинъ
диске „Sony Classical“ не былъ сде-
ланъ безе сознательнаго игнориро-
ванія принципов звукозаписи, реали-
зованныхъ Гульдомъ съ его сподвиж-
никами, за исключеніеме всего пяти
CD! И какихъ малоннтересныхъ CD!
Справедливости ради следуете заме-
тить, что въ ихъ оцифровке участво-
вали всё те же Эндрю Кэздинъ, Лора
Харте и Рэй Муре. И это составило
ажъ 5 (пять) дисковъ изъ восьмиде-
сяти, причемъ именно самый важный
звуковой матеріале подвергся самой
безжалостной ADD-вивисекціи. Изъ
всей команды гульдоборцевъ „Sony
Classical“ лишь Тим Тидеман вызыва-
ете у меня минимальныя возраженія
своими работами, поскольку онъ иг-
норируете идеи Гульда въ наимень-
шей мере. Я же вынужденъ держать
въ своей коллєкціи именно AAD-
оцифровки фирмы „CBS“, уступа-
ющія по качеству звучанія „винилу“
той же „CBS“, но никакъ не „винилу“
фирмы „Мелодія“. Попробуйте срав-
нить сольныя (лучше, конечно, ан-
самблевый) записи Гульда на компак-
тахъ „Sony Classical“ и „Columbia
Masterworks“. Уверяю: вы не повери-
те
своим
ушам!
Прекрасный
ко-
ламбіевскія записи были оскоплены
соніевскими „импрувсрами“ до пол-
наго безобразія. Самый
вопіющій
примерътому
Скрипичныя сонаты
Баха с Хайме Ларедо. От тембра
скрипки остался безобразный фан-
томъ, а рояль Гульда нотерялъ всю
анергію высоких!» нотъ и всю красоту
тембра. Но время не стоить на месте:
благодарные слушатели всехъ конти-
нентовъ вовсю хвалять „Sony Clas-
sical“ за исковерканнаго Гульда, при-
веденнаго насильно к их меркам
бредставленія о правильном!, фор-
тепіанномь звуке, и поносять на чемъ
свете стоить дорогую безвременно
почившую „Columbia Masterworks“,
чьими трудами эти записи были со-
зданы в их первичном виде.
Уместно поговорить о звукозаписи
вообще. Я
неоднократно слушал!»
сделанный кіевскими звукорежиссе-
рами записи различныхъ концертовъ,
на коихъ присутствовалъ лично, п ни
разу у меня не было оіцущенія тожде-
ства звучанія или акустического пере-
живанія при попыткахъ сравненія за-
писи и живаго звука. Думаю, упирать
на недостатки восироизведенія за-
фиксированной на любомъ носителе
фонограммы
при
слушаніи
трак-
та/компонента не совсе.мъ честно. Ес-
ли вы не присутствовали при записи в
зале или студій, то говорить о досто-
верности какъ-то негоже. Всё-таки за-
пись —
это въ какой-то (и весьма не-
малой) степени произволе звукоре-
жиссёра. Иногда (въ случае Глена
Гульда) это сознательный произволе
музыканта, подкрепленный причуда-
ми режиссёровъ. Иногда это попытка
улучшить звуковыя консервы.
Не налюбуюсь на эпитеты, расточа-
емые въ адресе Гардинера по поводу
его записи Symphonic fantastique Бер-
ліоза. Считаю этого дирижера выдаю-
щейся (по масштабам работ в звукоза-
писи) посредственностью и не могу
терпеть его интерпретаций Приходе
подобныхъ дирижеровъ на смену ве-
ликимъ мастерам и разематриваю каю»
зиаменіе времени всеобщаго упадка
міровой
музыкальной
культуры.
Единственная достойная запись в ак-
тиве этого музыканта — это „Соло-
мон“ Генделя, но я равнодушенъ къ
этому творенію великаго немецкаго
британца. Хвалите вы беднягу Гарди-
нера, прямо какъ некоторые недобро-
совестный аудіокритнки изделія фир-
мы „Marantz“. Какъ бы не возгордился
доблестный трудяга и не возомнилъ
себя настоящимъ дирижеромъ отъ не-
умеренныхъ воскуреній Фпміама.
..
А вообще, журналъ вашъ по-преж-
нему очень интересенъ, и читаю я его
с удовольствіем ь.
Съ неизменнымъ уваженіеме,
Владимірі» Лозовой, Кіев
За правильность использовании ор-
фографии „живого великорусского язы-
ка“ (Вл. Даль) литературная редак-
ция „АМ“ ответственности не несет.
АупиоМагазин 1/1999
предыдущая страница 96 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн следующая страница 98 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст