почта
91
Сергей КУНИЛОВСКИЙ
Еще почта
По письмам ваших читателей я по-
нимаю, что ничего нового к похвалам
в ваш адрес прибавить не могу, поэто-
му просто к ним присоединюсь. От се-
бя могу добавить только то, что в ва-
шем журимо я нашел самую дорогую
мне рубрику „Сделай сам“. Куда же
она подевалась? Исходя из вашей ста-
тьи в одном из номеров, я понял, что я
истинный меломан, так как без музы-
ки мне трудно даже один день про-
жить. Но, занимаясь радиолюбитель-
ством и собирая усилители, я заметил,
что мне очень нравится хороший звук,
к которому я и стремлюсь. Читая ва-
ши экспертные оценки на дорогую ап-
паратуру, которая хорошо звучит, я
искренне завидую вам (хорошей, доб-
рой завистью). Но так как дорогая ап-
паратура мне не по карману, то эта ру-
брика просто бальзам на рану.
Если вы планируете ее возобновить,
то мне и многим другим хотелось бы
увидеть в ней схемы усилителей, в том
числе на транзисторах <.
..>, а также
доработку отечественных АС. фильт-
ров и т. п. А может, вы сделаете плат-
ные консультации для самоделыциков
и будете высылать схемы и т. п„ ведь у
вас больше возможностей разобрать и
посмотреть аппарат. Кроме того, мне,
как самоделыцику, очень трудно до-
стать нужные радиоэлементы (конден-
саторы те же или, например, лампу
ЕЕ34 — просто на радиорынке нет),
так, может, вы опубликуете адреса ма-
газинов, которые высылают это по
почте наложенным платежом. Ведь в
Москве и Санкт-Петербурге есть сало-
ны, продающие наборы для самодель-
щиков, а также радиодетали, динами-
ки.
..
Что касается ваших тестов, то они
мне очень нравятся, но хотелось бы
побольше видеть аппаратуры недо-
рогой, до $350-400 за компонент.
Очень интересны статьи и разработ-
ки г-на Куниловского, огромное ему
спасибо за подробные технические
описания аппаратуры, теперь я в этом
стал лучше разбираться. Не могу не
отметить г-на Лихницкого за его ста-
тьи об аудиоэкспертизе, очень инте-
ресные мысли. Хочется попросить
вас ответить на следующие вопросы.
I.
Возможно ли сделать хорошо зву-
чащий усилитель на транзисторах и
такие схемные решения позволяют это
сделать?
2. Каково качество звука наших уси-
лителей марок „Корвет“, „Форум“,
„Эстония“?
3. Как вы считаете, с какого ценово-
го уровня начинается хороший hi-fi?
4. Как вы относитесь к построению
2-полосного
лампового
усилителя
(ведь при этом упрощается изготовле-
ние
широкополосного
выходного
трансформатора заменой на 2 штуки
менее сложных по конструкции), и как
это выглядит с точки зрения high end?
А. Стребков, г. Ростов-на-Дону
Рубрика „Сделай сам“ не является
постоянной для „АудиоМагазнна“, так
как у „АМ" нет своей лаборатории, де-
лающей специальные разработки, и
материал для напечатанных статей
был взят из личного багажа разрабо-
ток А. М. Лихницкого и моего. При
этом мы стремились к наибольшей
простоте конструкции, дающей, тем не
менее, потенциальную возможность
получения хорошего звучания и остав-
ляющей в этом плане широкие воз-
можности для творческого экспери-
мента при изготовлении и доводке „по
вкусу“.
Что конкретно нужно сделать, как
именно сконструировать усилитель,
какие элементы и как использовать,
сказать однозначно практически не-
возможно, слишком многие факторы
необходимо учитывать. Здесь может
помочь только личный опыт разработ-
чика. О некоторых факторах, сильно
влияющих на качество звучания, я
упоминал в статьях про телефонные
усилители. Кроме того, в статьях по те-
стированию ламповых усилителей я
всегда стараюсь сначала возможно бо-
лее подробно описать схему и конст-
рукцию тестируемого аппарата, а за-
тем рассказать об особенностях звуча-
ния. Я стремлюсь писать так, чтобы
пытливый читатель при желании, со-
поставляя первое со вторым и вспоми-
ная о влияющих на звучание факторах
(см. статьи про телефонные усилите-
ли), мог в значительной мере понять,
почему получился тот или иной харак-
тер звучания. То есть я стараюсь дать
читателю какую-то возможность свя-
зать объективное с субъективным.
В проектировании звукотехническо-
го оборудования. в частности усилите-
лей, связь объективного с субъектив-
ным — самое сложное. И с моей точки
зрения —
самое интересное. При этом
объективное содержит в себе два ас-
пекта: схемотехнический и конструк-
тивный.
Важность схемотехники понятна и
привычна всем, знакомым с радиоап-
паратурой, всем читателям журнала
„Радио“, опубликовавшего за долгие
годы своего существования десятки
различных схем усилителей звуковой
частоты и привившего вкус к творче-
ству громадной массе радиолюбите-
лей. У меня до сих пор хранятся под-
шивки „Радио" за многие годы. Низ-
кий поклон людям, его создававшим.
Однако удачная схема, какой бы
„красивой“ она не была, является не-
обходимым, но далеко не достаточ-
ным условием хорошего звучания
усилителя.
Особая статья —
достижение высо-
ких объективных параметров. Уже
давно не новость, ч то усилитель с бле-
стящими
параметрами
может
при
субъективном прослушивании легко
проиграть усилителю с параметрами
гораздо более скромными.
Сейчас это известно всем, а вот в
конце 1970-х —
начале 80-х годов по
этому поводу была масса споров.
Многие, очень многие, считали, что
усилители с одинаковыми параметра-
ми и звучать будут одинаково и чем
лучше будут параметры, гем лучше
будет звук. Это слишком простая и
удобная позиция, но ее, к громадному
сожалению, придерживались офици-
альные лица бывшего СССР и в пер-
вую очередь представители Госстан-
дарта, от которых зависело развитие
соответствующих отраслей промыш-
ленности. Понятно, ведь сравнивать и
проверять аппаратуру но техническим
характеристикам действительно удоб-
но! И вообще, чего там слушать —
из-
мерять надо!
Старшее поколение без труда вспо-
мнит деление всей бытовой радиоап-
паратуры на классы (от IV' до высше-
го), а потом и вовсе на некие уж сов-
сем абсурдные „группы сложности“ с
определенным набором заданных на-
перед параметров, от которых зависе-
ла престижность выпускаемой техни-
ки и цена на нее. Вольнодумство не
АупиоМагазин 1/1999
предыдущая страница 92 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн следующая страница 94 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст