музыка
69
Фантастическое существо
с продольной флейтой.
Фрагмент иллюминации
из рукописи XIII в., Оксфорд
Другой инструмент с похожим на-
званием — органистр — проделал
обратный путь, „из грязи в князи“.
Игра на органистре, „струнно-
клавишном“ родственнике шар-
манки, часто сопровождала
эпические песни слепцов,
бродивших по деревенским
ярмаркам, но звучание его
казалось современникам весь-
ма утонченным и сладостным.
В XIV веке португальский ко-
роль выставил напоказ своим
гостям двух славных игрецов на
органистрах и был так осмеян
французами, сообщившими, что
его любимцы-музыканты по-
дражают нищим норманд-
ским слепцам, что выгнал ни
в чем не повинных менестре-
лей из страны.
Такое же положение было
у волынки — инструмента
одновременно и деревенского, и придворного. Любителей
волынки причисляли к когорте дураков, а теолог XIII века
Бертольд Регенсбургский называл ненавистных ему менест-
релей „волынкой дьявола“. Но ансамбли волынок могли со-
провождать и королевские процессии, и свадебные пиры фе-
одалов.
Вездесущи были флейты, лютни, тамбурины, бубны, бес-
конечное множество их разновидностей. Появлялись они в
разных ситуациях и в самых невероятных сочетаниях. Все
же чаще музыканты объеди-
нялись, учитывая громкость
своих инструментов. Группы
по два-три исполнителя на
„тихих“ арфах, виелах, лютнях
и флейтах развлекали слуша-
телей в домашних покоях.
„Громкие“ же трубы, шалмеи
(предки современного гобоя),
роги, волынки и разнообраз-
ные ударные звучали на ули-
цах и в замковых дворах, со-
здавая по особо торжествен-
ным
случаям
невероятный
шум. Один чешский хронист,
вынужденный прервать свою
молитву из-за громогласной
уличной музыки, отметил, что
„это было подобно сильным
раскатам грома, .
..встряске от
падающих деревьев и обрушивающихся домов, лязгу ору-
жия.
.. То и дело повторялись несущиеся словно с неба шумы
и устрашающие вопли ликующей толпы п игра всех сущест-
вующих инструментов“.
Что за музыка могла вызвать такие словесные фомы? Ко-
нечно, не та, которую ифают по нотам. Репертуар менестре-
лей, который они знали и передавали изустно, был огромен
и интернационален. Множество тайцев, музыки для шест-
вий, популярных песен служили нуждам праздничного
уличного музицирования. В замках, точно так же как и в го-
роде, наслаждались этой традиционной музыкой, но не
меньше внимания отдавали сложению новых изысканных
песен, обучению необычным исполнительским манерам, ко-
торые привозили менестрели из дальних странствий. Имеп-
.Жонглер Богоматери
“.
Миниатюра из французской
рукописи XIII в.
Пара богатых горожан и шпильман с оргапистром.
Гравюра из книги .
.История Лотаря, сына императора
Карла“. Страсбург. 1514 г.
но в таком музицировании раскрывался истинный талант
трубадура.
Главными достоинствами менестреля были изящество его
поэтического слога, новизна и очарование его напевов и го-
лоса, „слаженность“ слов н музыки. Трубадур Раймбаут
Оранский в одной из песен выражает намерение „с новым
сердцем, властью нового дара, с повіям знанием и новым ра-
зумом, в новой прекрасной манере.
.. начать новую, хорошо
сделанную песню“. Если бы ему это удалось в полной мере,
трубадур мог бы удостоиться звания „Главы трубадуров“,
как называли Гираута де Борнеля и других. Но если этого и
не случилось, не беда. Зато он не попал в длинный перечень
недругов трубадура Пейре Овернского, который поносит в
песне своих коллеге подлинным вдохновением:
Каждый пеньем своим опьянен,
Будто сто свинопасов галдят:
Самый лучший ответит навряд,
Взят высокий иль низкий им тон.
..
О любви своей песню Роджьер
На ужасный заводит манер,.
.
И похож Гнраут, его друг.
На иссушенный солнцем бурдюк,
Вместо пенья —
бурчанье и стон,
Дребезжание, скрежет и стук.
..
Лимузинец из Бривы —
жонглер.
Попрошайка, зато хо ть не вор.
..
Некоторые менестрели так преуспели в своем искусстве,
что их музыке приписывали таинственное происхождение.
Легенда об английском лютнисте Томасе Рифмаче гласит, что
АуяиоМагазин 1/1999
предыдущая страница 70 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн следующая страница 72 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст