68
музыка
Симон Бенин/.
. „Мой“, около 1515 /., деталь
Цвета эфирного сияния и земного великолепия смешива-
лись: в церкви танцевали (немало булл должны были издать
папы, изгоняя танцоров из храма Божьего), в монастырях
играли на арфе, среди менестрелей появлялись
беглые клирики и студенты, а некоторые мене-
стрели, наоборот, становились монахами.
Средневековая легенда рассказывает о мене-
стреле-монахе из монастыря Клерво, который
своим искусством сумел восславить Деву Ма-
рию. Бедный жонглер, чистый сердцем, пылко
молился в часовне Богоматери, горько сожалея,
что не может достойно потрудиться Ей во славу.
В молитвенном исступлении он воскликнул:
...Твой да не будет взор суров,
Я лучшие из номеров
Тебе как дар мой принесу.
..
Я большим славить не умею,
Но все — Тебе, все, что имею!“
И, ноги вскинув, танцевать
Стал на руках он, призывать
Не преставая милость Девы.
..
Когда измученный танцор упал у подножия ал-
таря, свод капеллы раздвинулся, и с небес
спустилась Дева Мария. Она подошла к
жонглеру и белым платком вытерла поте его
лица.
Этот менестрель (жонглер, шпильман —
слова синонимичные и могут взаимозаме-
нять друг друга) славил Деву, танцуя на руках, но отнюдь не
потому, что не мог сделать ничего другого. Помимо игры на
разных музыкальных инструментах средневековому музы-
канту требовалось уметь очень многое. В средневековом
фаблио Рюгбсфа два жонглера в хвастливой перепалке пере-
числяют эти таланты: жонглер Готье оказывается рассказчи-
ком на народном языке и латыни, мастером петь жесты (эии-
ческие песни о подвигах), арфистом и сочинителем песен.
Его безымянный соперник побеждает, утверждая, что он —
игрец на внеле, волынке, флейте, ар<|>е, органистре, ребеке,
псалтериуме, ротте, к тому же еще певец и канатоходец, фо-
кусник и чародей, кукловод и акробат, да еще умелец подбра-
сывать ножи и манипулировать приемами азартных игр.
Благодаря такому количеству умений менестрели легко
овладеваю! вниманием и благорасположением самой раз-
ной публики: „жонглеры устроили уйму радости и барабан-
ного громогласпя,“ или „великую радость принесли мене-
стрели,“—
слушатели и зрители выражати свои чувства не
только подобными словами, но и драгоценными дарами,
предоставлением пищи и крова музыкантам, которым были
прекрасно известны дни всех праздников —
церковных и
светских: богатых свадеб, турниров, шествий и карнаватов.
Менестрели поспевали везде, но никогда не оказывались
нежданными гостями:
Ч тоб в замке поддержать веселье,
Искуснейшие менестрели,
Пленяя пеньем и игрой,
С обратись пестрою толпой.
..
Те принесли с собою ноты,
Те арфы, дудочки и ро лы,
Тут звуки скрипки и виолы,
Там флейты голосок веселый,
А там девичий круг ведет
По дату легкий хоровод.
Описывая свадебное торжество, французский поэт XII ве-
ка традиционно вкладывает свое восхищение искусством
менестрелей в многословное перечисление их инструментов.
Начинает он с арфы, и это не случайно —
искусный арфист
ценился превыше всех музыкантов, от него еще с кельтских
времен исходило таинственное обаяние, он внушат почте-
ние. С арфой в руках часто изображати ангелов. В личных
покоях английских королей петь и играть позволялось толь-
ко арфисту.
Провансатьские графы, по-видимому, предпочитали
арфе виелу — древнюю предшественницу скрипки. Ви-
ела (один из современных вариантов названия инстру-
ментов этого типа —
виола) —
чуть ли не единствен-
ный инструмент, упоминаемый в старопровансатьских
жизнеописаниях. Одна из историй о трубадурах рас-
сказывает о том, как ко двору маркиза Монферра гско-
го прибыли два жонглера из Франции, которые пре-
красно играли на виелах известные эстампиды (танце-
вальные мелодии). Трубадур Раймбаут де Вакейрас,
куртуазно служивший своей даме, мадонне Беатрис,
оставался печален. Но, когда мадонна Беатрис попро-
сила его во имя любви к ней возвеселиться и сложить
новую песню, Раймбаут запел на мелодию звучавшей у
виелистов эстампиды слова:
Начало мая,
Певуний стая.
Зеленый бук,
Лист иван-чая.
..
Так была создана одна из самых известных
трубадуреких песен, сохранившаяся до на-
ших дней, „Ка1епс!а пина“.
У менестрельских инструментов часто
странные судьбы. Очень популярный в менестрельской сре-
де оргаи-портатив —
переносная разновидность большого
органа — из пределов церкви попал на площади и в потеш-
ные балаганы. Музыканты держали его на весу с помощью
ремня, играя правой рукой и управляясь с мехом левой. Ров-
ное, светлое и яркое звучание органа-портатива сделало его
незаменимым в светских танцах и играх.
Певец эпоса
с
арфой. Миниа-
тюра X в. Из рукописи Кэдмон,
Бодлеянская библиотека, Окс-
форд (контурная прорисовка)
АупиоМагазин 1/1999
предыдущая страница 69 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн следующая страница 71 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст