музыка
67
Олыа КОМОК
решись
пестрою
толпой.
..
О музыкантах разноцветного Средневековья
емь-восемь веков назад множество не
привязанных к определенному месту ме-
нестрелей путешествовати верхом, в раз-
ноцветных скрипучих повозках или на сво-
их двоих из города в город, от замка к зам-
ку, из страны в страну, услаждая слух всякого, кто
мог но достоинству оценить их таланты. Эти первые
космополиты, часто не знавшие, где преклонить го-
лову следующей ночью, в те времена составляли
чуть ли не единственное сословие, свободное от
всякой феодальной зависимости. Отчасти поэтому
„братство менестрелей“ было так разношерстно —
в него попадав! и простолюдины, и разорившие-
ся рыцари, и недоучившиеся богословию сту-
денты, и беглые монахи.
.. Говорившие на всех
народных языках, а многие и на латыни, играв-
шие мелодии разных земель не только мо-
лодой Европы, но и старой Ближней Азии,
перенимавшие арабские и персидские инст-
рументы и приемы игры на них, знавшие то,
чего не следует знать христианину, не гну-
шавшиеся магии и продававшие целебные
зелья, униженно просящие платы за свой легкий труд или на-
стойчиво требующие благодарности, превышающей размеры
любых кошельков,—
все они составляли братство менсстре-
лей, придавая „темным векам“ насыщенные, чувственные, яр-
кие краски, к которым так стремилось то время.
Французский историк Жак Ле Гофф пишет: „Хоро-
шо известно пристрастие Средневековья к сверкаю-
щим ярким цветам.
.. кабошоны, которые вправляли
в переплеты, блеск золота и серебра, многоцветье
статуй и живописи на стенах церквей и богатых
жилищ, магия витражей. Средневековье, почти
лишенное цвета, которым мы любуемся сего-
дня,—
это продукт разрушительного дейст-
вия времени и анахронических вкусов на-
ших современников. Но за цветовой фанта-
смагорией стоял страх перед мраком, жажда света,
который есть спасение“.
В музыкальной палитре Средневековья тяга к
свету —
и цвету —
проявлялась двояко. Ам-
бивалентное сознание средневекового чело-
века, глубоко привязанного к миру матери-
альному и одновременно отыскивающего в
каждой конкретной вещи и в каждом ощу-
щении
их
сокровенный
мистический
смысл, позволяло ему с легкостью перехо-
дить от отвержения суетного мира к самым
безудержным развлечениям и веселым пра-
зднествам. Музыка, как водится, была первым помощником
на обоих поприщах, в церкви —
вознося дух к небесам, в зам-
ке или на городской площади
принося радость земную.
Гравюра Зебальда Бехама.
Дуэт шпильманов: волынка
(с двумя бурдонными трубками)
и раушпфайф.
АупиоМагазим 1/1999
предыдущая страница 68 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн следующая страница 70 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст