64
музыка
удалось сохранить в записи, но вряд ли
реален выпуск полного собрания сочи-
нении в нотах. Также не остаюсь пар-
титур и клавиров сверходаренного
Билли Стрейхорна, который пришел в
1939 году в оркестр в качестве аранжи-
ровщика и второго пианиста (послед-
нее означаю, что он никогда не появ-
лялся на публике).
Итак, Эллингтон
джазовый ком-
позитор, лидер одного из лучших бнг-
бендов Америки, баловень судьбы,
всю жизнь ощущавший признатель-
ность слушателей пяти континентов и
внимание коронованных особ и госу-
дарственных деятелей. Еще в юности
он примирился с расовой дискрими-
нацией и не обижался, когда усиленно
рекламируемые белые оркестры име-
ли незаслуженно больший коммерче-
ский успех („что поделаешь, так уст-
роен мир.
..“), и в то же время бывал
горд, когда его, цветного музыканта, с
почестями принимали белые снобы.
Он умел парировать выпады, был
красноречив и остроумен. Когда с ним
заговаривали о джазе, он удивлялся:
„Я не знаю, что такое джаз. Я играю
музыку моего народа'4
.
Конечно, такие музыкальные сюи-
ты-полотна,
как
„Black,
Brown
&
Beige", „Tattoo Bride“, оратория „Му
People", и все варианты Концертов ду-
двадцатых годов „стиль джунглей"
был бы невозможен без грубы Баббс-
ра Майли, а возникший позже „стиль
настроений“—
без поющего альт-сак-
софона Джонни Ходжеса. Да и репер-
туар создавался нс без помощи музы-
кантов, предлагавших неожиданные
мелодические идеи (например, знаме-
нитый „Караван" придумал не Дюк, а
тромбонист Хуан Тизол). Но без Эл-
лингтона темы его друзей-музыкантов
вряд ли стали бы хитами. Он доводил
мелодии до совершенства по-
добно тому, как опытный юве-
лир огранивает алмазы.
тон —
величайший талант во всей
истории джаза. И я предсказываю, что
четверть века спустя его музыку будут
изучать в школах, а критики найдут
для него подобающее место среди са-
мых великих композиторов нашего
столетия“.
Конечно, Эллингтон мог войти в
историю как автор песен, потому что
ко многим его мелодиям, созданным
для оркестра, впоследствии были на-
писаны тексты. Но он мыслил не моти-
минут до записи или за кулисами пе-
ред выходом на сцену. Музыкальные
идеи приходили к нему не в ночной
или кабинетной тиши, а в шумной ат-
мосфере музыкантского быта. Систе-
матической и углубленной работы тре-
бовали лишь Концерты духовной му-
зыки (The Sacred Concerts), да и то
первоначально он использовал в них
ранее созданный материал, и партиту-
ры к нескольким кинофильмам. Когда
же создавались оркестровые компози-
ции для концертного исполнения, глав-
ным становились не ноты, а исполни-
тельские приемы. Музыку Эллингтона
Рассказывают, что у Билли Стрейхорна было немало
шансов сделать независимую карьеру. Ему предложили
возглавить один из голливудских симфоджазов, но он
сказал: „Я не могу уйти от этого человека". Смерть
Стрейхорна в 1967 году была ударом для Дюка. Из луч-
ших мелодий Стрейхорна Эллингтон составил диск „А
мама звала его Биллом.
.."
Само понятие „джазовый
композитор“ первоначально
казалось
абсурдным,
по-
скольку джаз
оперировал
трехминутными миниатюра-
ми с незамысловатыми восьми-
или даже четырехтактовыми темами.
Удачливый джазмен, сочиняющий ме-
лодии для собственного потребления,
мог в крайнем случае включиться в
ряды
популярных
„сонграйтеров“
(songwriter). Быть композитором —
означало создавать партитуры, уста-
навливать четкие правила для испол-
нителей, а это противоречило сути
джаза. Однако в деятельности Эллинг-
тона исполнительство и сочинительст-
во, замысел и экспромт переплетались.
Причем настолько естественно, что
американский музыкальный критик
Ральф Глисон написал: „Дюк Эллинг-
вами, не гармоническими формулами,
а оркестром, конкретными инструмен-
тальными возможностями своих му-
зыкантов. Оркестр был его инструмен-
том, как фортепьяно для Листа, как
скрипка для Паганини. Он сам был в
этом оркестре, был таким же исполни-
телем, как и его партнеры, но в то же
время планировал и контролировал
весь процесс создания музыки.
Самое удивительное, что, по отзы-
вам всех, кто знал его близко, Эллинг-
тон был поразительно ленив. Свои
лучшие мелодии он сочинил на ходу —
в поезде, в ресторане, в студии за пять
АупиоМагазин 1/1999
предыдущая страница 65 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн следующая страница 67 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст