Владимир ФЕЙЕРТАГ
Музыка
ж
ш
ш
- РАЛОРЕПЬ ЛЖАЗА
Дюк Эллингтон как-то сказал: „У
меня дна дня рождения —
29 апреля
1899 и 7 июля 1956“. Первое событие
произошло в Вашингтоне в достаточ-
но обеспеченной негритянской семье
Джеймса и Дэйзи Эллингтон, а вто-
рое —
на Ньюпортском джазовом фе-
стивале.
Джазовые фестивали только начина-
ли свое шествие но планете. Первые со-
стоялись в Ницце (1948) и Париже
(1949), американцы же раскачались
только через пять лет, сделав джазовой
столицей небольшой курортный горо-
док Ньюпорт (штат Род Айленд). Про-
грамма фестиваля 1956 года упорно
подчеркивала ведущую роль малых
импровизационных ансамблей, а биг-
бенды считались символом давнего до-
военного времени, когда джаз был ско-
рее развлечением, нежели искусством.
Эллингтона пригласили на фестиваль
как бы из уважения к прошлым заслу-
гам и поставили его оркестр последним
в программе, предоставив таким обра-
зом публике, не желающей предавать-
ся ностальгии, возможность уйти. Дю-
ка это не смутило. Он предложил слу-
шателям старую, написанную еще в
1937 году композицию „Diminuendo
and Crescendo in Blue“, вытолкнул к
микрофону Пола Гонзалеса, который
двенадцатиминутиой импровизацией
на тенор-саксофоне, поддержанной мо-
щью отлично свингующего бенда, не
только удержал публику на своих ме-
стах, но и довел ее до экстаза.
Менеджеры, владельцы студий и
слушатели-неофиты поняли, что Эл-
лингтона рано отлучать от джаза, хотя
эпоха биг-бендов действительно окон-
чилась вместе с танцевально-фок-
стротным бумом вполне безоблачного
довоенного счастья. Биг-беид Дюка
Эллингтона периода 1956-1974 годов
(вплоть до смерти маэстро) сохранил
ритмическую энергию старого добро-
го свинга и вобрал в себя импровиза-
ционную лексику новых стилей —
би-
бона и куда. Оркестр звучат по-доб-
ротному традиционно и в то же время
дерзко современно, сложные многоча-
л
Рассказывают, что ма-
ленький Эдвард (настоя-
щее имя Эллингтона Эд-
вард Кеннеди) с детства
любил красиво одевать-
ся. М альчишки во дворе
прозвали его Герцогом
(Duke). Однажды, выско-
чив на улицу, он обер-
нулся и, обращ аясь к до-
мочадцам, упрямым ди-
скантом прокричал: „Вот
увидите, я обязательно
буду знаменитым!"
стные композиции переплетались со
старыми эллингтоновскими шлягера-
ми. Маэстро прекрасно понимал, что
нужно дать публике, чтобы оставаться
популярным.
Музыкальная карьера Эллингтона
начиналась в исключительно благо-
приятных условиях, в ту самую золо-
тую эру джаза, когда но всему свету
неслись триумфальные звуки „Ори-
джинэл Диксиленд Джаз-бенда“, ког-
да население Чикаго помешалось на
дуэте трубачей Кинга Оливера и Луи
Армстронга, когда скрипач из Сан-
Франциско Пол Уайтмен, собрав фо-
торепортеров, театрально надел на
себя корону короля джаза (вернее,
симфоджаза), когда по Гарлему броди-
ли неповторимые пианисты Джеймс
П. Джонсон и Уилли Лайон Смит, а но
стране разъезжал танцевальный ор-
кестр Флетчера Хендерсона. Дюк Эл-
лингтон с группой „Washingtonians“
кинулся завоевывать Нью-Йорк, со-
глашаясь на любую работу. На какое-
то время он закрепился в „Kentucky
club“, затем
попал
в престижный
„Cotton club“, где оркестр должен был
не только исполнять танцевальную
музыку, но и сопровождать программу
варьете. Это позволило Эллингтону
быстро выдвинуться как аранжиров-
щику и композитору.
Дюк с самого начата никому не под-
ражал. Его фортепьянный стиль напо-
минал жесткую игру пианистов рег-
тайма и в то же время поражай зага-
дочностью и изысканностью импрес-
сионистских гармоний, а оркестровые
композиции удивляли тембровыми
изобретениями и необычными вкрап-
лениями диссонантно-блгозовых зву-
чаний в традиционную песенно-куп-
летную форму.
Благодаря Дюку Эллингтону воз-
никло понятие „sound“ (звучание), но
которому публика могла безошибочно
отличить один оркестр от другого.
Сам же Эллингтон всегда сочинял му-
зыку в расчете на конкретных музы-
кантов. Изобретенный им в конце
Рассказывают, что в „Cotton club" приходили Леопольд
^
Стоковский, Ю джин Орманди, Артюр Онеггер. Специаль-
но, чтобы послушать оркестр Эллингтона. Две недели
подряд приходил Ферд Грофе, аранж ировщ ик Пола Уайт-
мена. Позже он подошел к Дюку и сказал: „Я очень хотел
позаимствовать что-нибудь из ваших звучаний. Но, увы,
это невозможно. Такое может звучать только у вас"
АупиоМагазин 1/1999
предыдущая страница 64 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн следующая страница 66 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст