гостиная «фонограф»
61
вспомните, чтобы стул не упал, у него должно быть хотя бы
три ножки. Резонансы распространяются по пути макси-
мального сопротивления. И в каждую миллисекунду вре-
мени канавка просит у тонарма: „Мне энергию, пожалуй-
ста, сюда“, а в ответ все опоры переспрашивают друг друга:
„Куда же все-таки дернуть тонарм?“ Это я и называю „то-
нарм в противофазе“. Хороший тонарм на единственной
поворотной опоре (ишр^оТ) как-то со своей этой „непово-
ротливостью“ справляется, и большая часть энергии на-
правляется куда надо, по крайней мере на „перекрестках"
колебания не сражаются друг с другом.
Наши тонармы подходят для головок как типа ММ, так и
типа МС. Я думаю, примерно 80% наших покупателей ис-
пользуют головки типа МС. И здесь я принадлежу к мень-
шинству.
„А М ".
Да, я знаю, вы убежденный поборник головок ти-
па ММ. В чем, кстати, вам видятся их преимущества?
Т. Ф.
Начнем с предусилителя. Сделать ламповый коррек-
тирующий усилитель для головки типа ММ намного проще.
..
Посмотрим на это следующим образом. Вы даете мне го-
ловку МС и говорите: „Том, это лучшая головка МС в мире!“
Я отвечаю: „Охотно верю“. Только как
мне услышать это? Нужно усиливать и
усиливать сигнал, потратить много денег
на повышающие трансформаторы и т. п.
Вот, скажем, я открываю ваш журнал, мы
смотрим на эту картинку и восхищаемся
ею. А если увеличить ее во много раз, так,
что она будет пару метров в высоту? Ду-
маю, красоты не прибавится. В этом и за-
ключается недостаток головок МС.
Хотя бесспорно, могут быть хорошие
МС-головки, и могут быть плохие голо-
вки ММ, это понятно. Но существует
мода, и мода выбрала МС.
Я скажу так: МС лучше. Только услы-
шать эти преимущества нельзя. А МС-
головка с высоким выходом.
.. Пред-
ставьте, что вы поднимаетесь по лестнице.
С большим тяжелым мешком за плечами. Тут уж не до эле-
гантности походки. Но вот мы уменьшаем и уменьшаем тя-
жесть за плечами —
и вам все легче и легче подниматься. В
МС-головке высокий уровень выходного сигнала обеспе-
чивается дополнительными витками обмотки. Убирая об-
мотки, мы облегчаем работу головке, но снижаем выходной
сигнал. В результате мы вернулись туда, откуда начали,—
опять нужен повышающий трансформатор и т. д.
„А М ".
Вы упомянули немало хитростей, связанных с
разработкой проигрывателей. Можно ли назвать какие-ни-
будь приоритетные аспекты конструкции или все они рабо-
тают только как единое целое?
Т. Ф.
Можно сказать, что на первом месте по важности
стоит электропривод. В настоящее время, когда в электро-
сети работает так много цифровых и высокочастотных уст-
ройств, определенную важность имеет и блок питания.
Подшипник электродвигателя должен вращаться в непо-
движности —
если так можно выразиться. Масло, в кото-
ром вращается подшипник, может очень сильно влиять на
звук, „замедлять“ его.
Да, двигатель и его подшипники важнее всего.
Однако есть и такие вещи, над которыми я только начат
задумываться. Например, пока у нас двадцать минут вер-
тится одна сторона пластинки, земная ось сдвигается.
..
Учитывать это или нет?
Существует множество мелких влияний. Скажем, стойки
на шипах. Вы ставите проигрыватель грампластинок или
компакт-дисков на стойку с шипами гг немедленно кричите:
„Стало лучше!“ Проходит две, три недели, я звоню вам и
спрашиваю: „Ну как там музыка?“ А вы уже слушаете му-
зыку не так часто, больше ходите в гости, смотрите мото-
гонки.
.. Шипы переделали нижний регистр, убрали из му-
зыки страсть —
поначалу это воспринимается как более чи-
стый, более разделенный звук. Но вы и не заметили, что
вместе с тем потерялась радость.
..
Возьмем проигрыватели ценой, например, от 500 до
5000 фунтов. Любой из них должен воспроизводить запись
скрипки как скрипку. И будет воспроизводить. В чем же
рагиица между проигрывателем за 500 и за 5000 фунтов,
спросите вы. А не такая уж большая между ними разница,
отвечу я.
Каким же образом оправдывается цена? Представьте се-
бе пять скрипок. Одна стоит 2000 фунтов, другая полтора
миллиона фунтов, третья 5000 и т. гг. Играет лучший в ми-
ре скрипач, и мы должны выбрать звучание себе по вкусу.
Уверяю вас, это будет непросто. Но —
вообразите, что мы
гголгода живем на необитаемом острове гг слушаем только
эти скрипки. Очень скоро мы выберем себе одну и будем
слушать
только ее.
Причем, вспом-
ните, с первого раза она не произве-
ла сногсшибательного впечатления.
А оказалось, что жить можно только
с ней.
Есть проигрыватель, скажем, за
500 фунтов,—
вы слушаете его час,
другой. А вот другой
проигрыва-
тель —
вы слушаете его до тех ггор,
пока жена не скажет: „Ты спать ло-
житься собираешься или нет?“
„А М ".
Знаете, читатели нашего
журнала, как, наверное, и любого
другого, всегда хотят узнать о ма-
леньких чудесах в hi-fi, о каких-ни-
будь несложных усовершенствова-
ниях, за которые не надо дорого пла-
тить, но польза от которых будет
действительно ощутима. Может быть, вы поделитесь чем-
нибудь, допустим, подскажете обладателям недорогих про-
стейших „вертушек“, как все-таки можно улучшить звук?
Т. Ф.
Подыщите место для вашего проигрывателя —
из
тех предметов мебели, что у вас имеются. Это должна быть
хорошая деревянная мебель, лучше из мягкой сосны. Или
сами сделайте такую подставку, из хорошего цельного ку-
ска дерева —
из русской сосны.
Такая подставка, конечно, чуть окрасит звук. В окраске
правильной — ничего плохого нет. Когда я беру телефон-
ную трубку, людей я узнаю по характерной окраске голоса.
Если регулируется высота тонарма, то в домашних усло-
виях вполне возможны эксперименты с материалом, нахо-
дящимся между пластинкой и вращающимся диском.
Вот еще что. Обычно акустические системы расставляют
симметрично, потому что так красивей гг жене больше нра-
вится. Увы, не всегда такое расположение идеально для зву-
ка. Есть простой способ настройки. Поставьте монозапись с
небольшим количеством инструментов: голос, бас, ударные,
и послушайте: не происходит ли чего-нибудь вроде того, что
бас „тянет“ влево, а тарелки и шипящие звуки в голосе —
вправо. Если это так, двигайте
одну
из акустических систем
до тех ггор, пока все инструменты не выстроятся но центру в
тонкую линию. Такое перемещение не будет особенно бро-
саться в глаза, но для звука очень полезно.
С Томасом Флетчером беседовал
Сергей Таранов
АупиоМагазин 1/1999
предыдущая страница 62 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн следующая страница 64 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст