Гост иная «Ф онш раф »
Встреча „АМ“ с Томасом Флетчером, основателем фирмы „Nottingham Analogue Studio“, произошла в Лон-
доне во время осенней выставки „Hi-Fi Show’98". Эта небольшая фирма по праву может считаться одним из
бастионов аналогового воспроизведения звука. Несколько лет назад на одной из выставок „Nottingham
Analogue“ представила действующий макет проигрывателя грампластинок, корпус и опорный диск которого
были выполнены из многослойного поликарбоната - иначе говоря, из склеенных вместе компакт-дисков!
„А М ".
Вы тридцать
лет работаете с анало-
говыми
источниками
звука. Какие вехи раз-
вития, поворотные мо-
менты вы можете от-
метить? Сильно ли от-
личаются проигрыва-
тели дня сегодняшнего
от тех, что производи-
лись десять, двадцать
лет назад?
Т.
Ф.
Начиналось
все примерно так: при-
меняли
монолитные
конструкции и низко-
качественные электро-
двигатели. Когда стало
ясно, что ничего хоро-
шего
не
получается,
перешли на пружин-
ные подвески. Проиг-
рыватель с шасси на пружинной
подвеске стал заметной вехой с
точки зрения маркетинга и в
этом смысле свое дело сделал,
только, к сожалению, он оказал-
ся не настолько хорош в другом
деле — в воспроизведении плас-
тинок.
Я начинал с того, что ходил се-
бе на концерты и о грампластин-
ках особенно не задумывался. И
вот в один прекрасный день я все
же решил собирать коллекцию,
хранить у себя музыку, которая мне нравилась,—
и купил
проигрыватель. Очень-очень плохой. Пришлось отнести
его обратно в магазин.
Тогда я решил взяться за дело сам. Надо уследить за кру-
говой дорожкой? Для этого как минимум нужно, чтобы ее
не трясло и не качало, а значит, нельзя использовать при-
водной двигатель! Лучший проигрыватель в мире —
тот, в
котором нет двигателя!
Такого нам —
на этой планете —
не добиться, и мы оста-
новились на минимально возможной мощности двигателя.
Совершенно не нужен и выключатель. Если при нажатии
кнопки „пуск“ двигатель проигрывателя может разогнать
всю массу от нуля до 33
об/мин, то мощность его избы-
точна —
избыточна для проигрывания пластинки.
Представьте, вы читаете книгу, а кто-то подошел сзади и
трясет вас за плечи —
вам это будет мешать. Другими сло-
вами: информация должна стоять на месте -
вы сможете
читать книгу, а мы извлекать информацию с пластинки.
В результате мы сделали собственный электродвигатель
особой намотки. Много лет назад это было шагом, хотя и
небольшим, к тому, чтобы воспроизведение напоминало
живую музыку.
Мы до сих пор слушаем в основном живую музыку. Это
дает единственна возможную точку отсчета, эталон. Все-
возможные измерения, исследования резонансных процес-
сов - это только первый шаг в лабиринт, в котором ничто
не может подсказать вам, где находится выход.
Еще одна вещь играет важную роль в конструкции про-
игрывателей —
сочетание материалов. Со временем сведе-
ний об этом накапливается все больше и больше. И я хочу
отметить, что лучшими оказываются природные материа-
лы или близкие к ним.
По-моему, суть аппаратуры hi-fi в том, чтобы приносить
радость. А в нынешние времена этой радости становится
все меньше. За деревьями технических подробностей не
видно леса. Акустические системы, усилители, все эти ка-
русели, которые мы называем проигрывателями LP,—
это
вещи, которые на самом деле не стоят упоминания.
Скажем, мы продали кому-то проигрыватель. Он стоит
немалых денег, две-три тысячи фунтов. Я по-настоящему
доволен, когда покупатель звонит мне и гово-
рит: „Том, я добыл такую пластинку, просто
восторг! Это «Decca» номер такой-то, поищи
себе такую же“.
.. И если я вдруг спрошу: „Ну а
как проигрыватель?“, то он мне ответит „Да
нормально, но эта пластинка на «Decca».
..“ Так
и должно быть, это и есть настоящая оценка по
заслугам, а не разговоры о проигрывателях.
Так что точкой отсчета была живая музыка,
и раз уж я не мог купить проигрыватель, кото-
рый бы меня устроил, я взялся за дело сам.
..
И делал все так, как мне казалось нужным,
не оглядываясь на моду, которая приходила и
уходила. Прошла мода и на пружинные подве-
ски.
.. Более того, несколько лет назад на такой
же выставке мы были чуть ли не единственными участни-
ками, производящими проигрыватели LP. Сегодня, вы сами
видите,—
все по-другому. Это прекрасно и помогает пове-
рить, что наши усилия потрачены не зря.
Посмотрим.
.. Вот „Spacedeck“, их мы сделали тысяч
пять-шесть. Еще около трех тысяч других моделей. Не гак
уж мало.
„А М ".
Вы упомянули о радикальных конструктивных
отличиях ваших проигрывателей. Пришлось ли вам начи-
нать с нуля и при разработке тонармов, головок звукосни-
мателей?
Т. Ф.
Пожалуй, да. Мы делали и делаем тонармы, потому
что нам так и не удалось найти готовый тонарм, который
был бы. так скажем, „в фазе“ с головкой и проигрывателем.
Посмотрим на обычный тонарм: у него две поворотные
опоры для движения от края пластинки к центру и две опо-
ры для подъема иглы из канавки н установки иглы в нуж-
ное место. Это дает нам минимум 12 шаровых опор —
АуяиоМагазин
1/1999
предыдущая страница 60 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн следующая страница 62 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст