испытательный стенд
45
М ихаил СЕРГЕЕВ
Сватовство
— наука
или
искусство?
Недавно я попытался посчитать,
сколько же моделей аппаратуры мне
пришлось тестировать. Листая под-
шивку „АМ“, которая уже достигла
изрядной толщины, разглядывая фо-
тографии и читая результаты тестов,
я даже расстроился
не все было
удачно.
Собственно, и удивляться-то нече-
му. Слушали —
постановили. С лири-
ческими отступлениями или без —
но
результаты тестов действительно так и
выглядят. Какова полезность инфор-
мации о том, что усилитель X в кон-
трольном тракте (источник сигнала У,
акустические системы
Ъ
и кабели А, В
и С) звучал так-то и так-то? Конечно,
существует вероятность, что читатель
соберет у себя дома именно такой ком-
плект, и акустика его жилища окажет-
ся близкой к акустике комнаты про-
слушивания у эксперта, и музыкаль-
ные вкусы их близки. Но вероятность
эта крайне мала. А как поведет себя
усилитель в другом тракте, в том окру-
жении, которое собрал у себя чита-
тель? Загадка.
Так может быть, стоит попробовать
подойти к испытаниям с другого конца
и не оценивать свойства отдельных
ингредиентов, а попытаться собрать из
них всю систему? А то испытываются
акустические системы за 300 у. е. пара
в составе контрольного тракта, цена
которого в сто раз больше. Да как бы
они ни звучали —
едва ли в реальной
системе возможно такое сочетание ап-
паратов.
Можно соглашаться, можно спо-
рить, но точка зрения К. К. на соотно-
шение цен компонентов мне кажется
вполне разумной. Понятно, что некие
колебания возможны, но, согласитесь,
цены компонентов должны быть во
всяком случае одного порядка.
Итак, к первому выводу мы при-
шли. Аппарат следует испытывать (и
эксплуатировать, кстати, тоже) в со-
ставе адекватного по цене тракта.
Идем дальше. Внутри одной цено-
вой группы аппаратура собирается
очень разная. Ведь цена аппарата зави-
сит не только от качества звука, но и от
других причин. Понятно, что двухкас-
сетный аппарат будет дороже однокас-
сетного при одинаковом „звуковом“
качестве, а проигрыватель СО —
де-
шевле, чем чейнджер на 100 дисков.
Можно сделать шикарное дистанци-
онное управление за счет звука, а мож-
но —
наоборот. Мне, например, и в го-
лову не придет обратить внимание на
потребляемую мощность или на диа-
пазон питающего напряжения1: элект-
ричество у нас пока доступно и при-
личного качества, но ведь аппараты ра-
ботают не только в Питере.
То есть, недостаточно установить це-
новые рамки для компонентов тракта,
нужно учесть особенности этих компо-
нентов. Сделать это бывает не так-то
просто.
Однажды мне пришлось беседовать
с разработчиком головных телефонов
из одной очень известной немецкой
фирмы. Почему, спрашиваю, вы тут
изогнули АЧХ как-то уж совсем круто,
а в проспекте написано что-то про точ-
ность звучания? Вежливый немец по-
пался и долго вежливо гак отвечал, но
все уклончиво и все не о том. Посколь-
ку наглости и терпения мне не зани-
мать, то дожал я его в конце концов. Да
школьники, говорит, такой звук обо-
жают, рейв колбасит так, что просто
улет. Но не можем же мы, говорит, на-
писать в каталоге, что эта модель —
для металлизированных недорослей.
Не поймут нас, говорит.
Практически любой аппарат имеет
свою нишу. Один хорош для металла
или электронной музыки, другой —
для традиционной астралы, третий —
для бардовской песни. То есть при те-
стировании аппарата нужно понять, в
чем именно он хорош, и раскручивать
его в этом направлении.
Одно огорчает —
узнать, для чего же
именно предназначен аппарат, очень
и очень непросто. „Средние“ модели
гигантов, таких как „Sony“, например,
ориентированы
на вкусы
массово-
го покупателя, то есть на современ-
ную попсовую музыку. И нс надо тер-
зать такую аппаратуру сочинениями
Шнитке.
Пора заканчивать вступление и под-
водить итоги. Аппаратуру нужно испы-
тывать не только в адекватном по цене
п назначению тракте, но и на соответ-
ствующем музыкальном материале.
1
Выкают аппараты, требующие 220 В ±5%. а бывают
умеющие работать от сети 165-2-10 В.
Но на самом деле и это еще не все.
Тестирует-то аппаратуру человек, и
ничто, как говорится, ему не чуждо.
Внимательные читатели могли заме-
тить, что я практически ничего не пи-
шу об элитной рекордной аппаратуре.
Это не случайно. Эксперт должен оце-
нивать аппарат как потенциальный
покупатель. Изделие с пятизначной
ценой для меня не является товаром,
то есть предметом купли-продажи,
как, впрочем, н продукция китайских
артелей „сто рублей кучка, рубль —
штучка“.
Есть мой диапазон цен. Двести дол-
ларов, пятьсот, тысяча, в крайнем слу-
чае —
две. А то, что дороже,—
не моего
поля ягода. И тестировать такую аппа-
ратуру я не стану. Надо сказать, что це-
на большинства ауднокомпонентов ле-
жит в моем диапазоне, так что ко мне
вполне применимо понятие „типич-
ный покупатель, ориентированный на
бюджетную покупку“.
Что же означает понятие „бюджет-
ная покупка“?
Неисповедимы пути, которыми при-
ходят к музыке. Но есть у этих путей
общая точка. Через этот перекресток
проходят все. Рано пли поздно покупа-
ется аппаратура. Бывают люди бес-
компромиссные, чей лозунг „за ценой
не постоим" подкреплен адекватными
финансовыми
возможностями,
по
очень, надо заметить, редко. И уж сов-
сем маловероятно, что такие люди чи-
тают наш журнал, так что бескомпро-
миссную аудиотехнику оставим пока в
стороне.
Чаще всего потенциальный покупа-
тель располагает неким бюджетом.
Границы его могут быть широкими, да-
же очень широкими, но они существу-
ют. Для таких покупателей и произво-
дят „бюджетную“ аппаратуру.
Термин „бюджетная покупка“ приоб-
рел почему-то окраску если не вполне
ругательную, то уж никак не положи-
тельную. И совершенно, на мой взгляд,
напрасно. Покупатель хочет за
опреде-
ленную
сумму денег получить
макси-
мальное
удовольствие —
что же в этом
противоестественного. Производитель,
в свою очередь, хочет предоставить
оп-
ределенное
удовольствие, затратив на
это
минимум.
Вот мы и подошли к по-
нятиям „цена“ и „себестоимость“.
АупиоМагазин 1/1999
предыдущая страница 46 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн следующая страница 48 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст