140 справочник
корпус с фазоинвертором (bass reflex,
vented box, ported box) и его многочисленные
собратья;
лабиринт (labyrinth);
трансмиссионная линия (transmission
line);
корпус с симметричной нагрузкой (band-
pass)2.
Луша.
Итак, приступим.
..
И. А.
Бесконечный экран.
Это устройство должно удовлетворять двум
основным требованиям.
Луша.
Быть экраном и быть бесконечным.
Как „Санта-Барбара".
И. А.
То есть (рис. I), помимо наличия „раз-
делителя" надвое акустического пространства,
препятствующего акустическому короткому
замыканию, „задний объем“ в корпусе тоже
должен быть немалым, хотя бы настолько,
чтобы головка не ощущала на себе упругого
воздействия содержащегося в этом объеме
воздуха. Те аудиолюбители, воспаленное вооб-
ражение которых уже посетила мысль вмонти-
ровать головку в стену между комнатами, наиболее
близки к идее infinite baffle. Ведь на заре электроакустики ши-
роко применялись свернутые „бесконечные“ экраны, то есть
коробки без задней стенки. Если их габариты соизмеримы с
четвертьволновым отрезком, то короткое замыкание они уст-
раняют вполне приемлемо, хотя уже, конечно, не полно-
стью. Итак, запомним две особенности бесконеч ного эк-
рана: полное предотвращение акустического короткого
замыкания и полное отсутствие акустического демп-
фирования, то есть ситуация, при которой диффу-
зор не чувствует за собой замкнутого объема.
Отсутствие акустического демпфирования
может привести к появлению недопустимо
большой амплитуды колебаний диффузора
вблизи частоты механического резонанса, осо-
бенно это характерно для головок с мощным под-
весом и тяжелым диффузором. В неаварийных случа-
ях это явление сопровождается очень резким ростом
искажений —
до десятков процентов, нередко прояв-
ляющимся в откровенном похрюкивании АС.
К. К.
Наверное, заднюю стенку комнаты вовсе не обяза-
тельно закладывать кирпичом.
Закрытый корпус с воздушным подвесом (ранее употреб-
лялось название „закрытый корпус компрессионного типа“).
По виду ничем не отличается от закрытого корпуса, выпол-
няющего лишь функцию бесконечного экрана. Но теперь объ-
ем корпуса выбираегся таким, что упругость содержащегося в
нем воздуха активно вмешивается в процесс колебательного
движения диффузора. Этот тип оформления запатентован в
1949 году Олсоном (Н. Olson) и впервые использован в моде-
ли „AR-З“ фирмой „Acoustic Research“.
В начале 70-х Смолл (R. Small) опубликовал серию статей,
в которых описал методику расчета подобных АС, что способ-
ствовало их широчайшему распространению.
Закрытый корпус предъявляет специальные требования и к
излучающим головкам. Как правило, это выражается в требо-
вании большой гибкости подвеса3, немалой массы подвижной
системы (то есть, в совокупности, низкой резонансной часто-
2 Первая экскурсия в классификацию 11ч-оформлении АС в нашем журнале бы-
ла сделана В. Зуевым (см. „АМ“ № 3 (8) 96. с. 55-57)
Р е д .
3 Нетрудно показать, что для упругого воздуха в корпусе тоже может быть введе-
но понятие гибкости. Лак вот, гибкость подвеса должна в 3-4 раза згу гибкость
воздуха превышать.
ты) и наличия магнитной системы, допускающей значитель-
ный ход. Такие головки имеют, как правило, сравнительно
низкую чувствительность и заметные ограничения по воспро-
изведению верхней части звукового диапазона. Отсюда вы-
плывают всем нам хорошо знакомые требования повышенной
мощности усилителя и хорошо развитого среднечастотного
звена. Тот факт, что основным „упругим“ звеном в закрытом
ящике оказывается воздух, то есть почти идеальный газ, сви-
детельствует о высокой линейности воздушного подвеса.
К . К .
Гарантом здесь, как я понимаю, выступают то ли Гей-
Люссак, то ли Бойль —
Мариотт.
..
Луша.
То ли Менделеев — Клапейрон. Кстати, о Люссаке
никогда бы такого не подумала.
..
К . К .
Ты, подруга, всегда обращаешь внимание на частно-
сти. От пытливой же мысли наших ученых коллег не могут
спрятаться и куда более общие вопросы. Например, в послед-
нее время стало весьма популярным заострялъ внимание на
характере газодинамических процессов в АС. Дискуссия идет
о том, каким в той или иной системе является процесс сжатия-
расширения воздуха, изотермическим или адиабатическим.
И. А.
Обратим внимание читателя на то, что нас интере-
сует лишь быстрый процесс, развивающийся с частотой
подводимого к АС сигнала. Именно он, а не медленный со-
грев газа за счет тепла, выделяемого по многим причинам
(главная —
тепловыделение в катушке), способен сущест-
венно повлиять на характеристики АС.
К . К .
Итак, сжимает диффузор воздух в корпусе — темпе-
ратура растет. Растягивает —
падает. Это - чистейшей во-
ды адиабата.
Адиабатичность процесса, при которой закон Бой-
ля — Мариотта, обеспечивающий линейность аку-
стического подвеса, нарушается, свидетельствует о
необходимости учета двух явлений, особенно если
объем акустической системы мал, а площадь и ход
диффузора —
велики. Первое: большее, чем огово-
ренное законом Бойля — Мариотта, изменение
давления адекватно снижению гибкости подвеса.
Второе: значительная нелинейность газовой сре-
ды должна учитываться, она ведет к искажениям.
И. А.
Сразу успокоим разволновавшихся чита-
'
гелей. В реальных АС, изменение обьема которых
в связи с ходом диффузора не превышает единиц
процентов, рассмотренные процессы не могут сколько-
нибудь серьезно нарушить привычный ход событий.
Луша.
И за
Allegro
в симфонии, как и ранее, последуют
Andante
и
Scherzo
?
К . К .
Но, однако, в последнее время появилось немало ра-
бот, изучающих влияние присутствующего в корпусе АС .за-
полнения“ на характер газодинамических процессов*. Если
это заполнение достаточно плотное (около 1% по объему ве-
щества, что составит около 5 кг минеральной ваты для средне-
го размера АС), теплопроводящее. а волокна тонкие и распре-
делены равномерно, го скорость теплообмена воздух —
запол-
нение может оказаться очень высокой и во всем диапазоне
низших частот, когда ход диффузора особенно велик, процесс
сохранит изотермнчность: сжатие —
газ греется, а заполне-
ние его охлаждает; растяжение —
газ остывает, заполнение его
греет. При частоте на сотню-другую герц выше процесс станет
смешанным, а на более высоких частотах —
опять чисто адиа-
батическим.
Луша.
Что характерно, случаев глубокого аудиофильно-
научного анализа влияния указанных процессов на звук нами
не обнаружено.
4
См., например.
Gavin R. Rotland.
Thermal Time Constants and Dynamic
Compressibility of Air in Filier — Filled Loudspeaker Enclosures. JAES, Vol. 46. N? 3.
1998.
АудиоМ агазин 1/1999
предыдущая страница 141 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн следующая страница 143 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст