Справочник
Ирина АЛДОШИНА, Константин НИКИТИН, Собачка ЛУША
Там,
где живут басы
Так как интерес читателей к работе низкочастотных звень-
ев акустических систем не ослабевает никогда, я (К. К.) с
М. А. Сергеевым, а затем и сД. И. Ланским не раз позволял се-
бе углубляться в разные аспекты этой темы. Как и было обе-
щано ранее, для сегодняшнего повествования мы призвали в ре-
дакцию известного специалиста в области электроакустики
доктора наук профессора Ирину Аркадьевну Алдошину.
И. А.
Если допустить, что аббревиатуры hi-fi и high end хоть
как-то связаны с натуральностью звучания системы и степе-
нью совпадения этого звучания с реальным, то низкочастот-
ное звено АС может оказаться тем самым „узким местом“, в
которое не впишутся замыслы, воплощенные в источнике сиг-
нала, усилителе и ненизкочастотных звеньях акустических
систем.
С.
Луша.
Если это „узкое место“ порой занимает половину
жилплощади, что же говорить о местах прочих.
..
И. А.
Вы, подруга, затронули лишь один из вопросов, вол-
нующих разработчиков низкочастотных звеньев. Действи-
тельно, наряду с выбором либо проектированием громкогово-
рителей („головок электродинамических“, как любят гово-
рить многие) для разработчика важным до чрезвычайности
оказывается выбор типа и проектирование корпуса АС, где
главную роль играет выбор акустического оформления.
К. К.
То есть вы хотите сказать, что добиться от скрипки
контрабасового звучания одним лишь ослаблением натяже-
ния струн весьма и весьма проблематично?.
.
С.
Луша.
Сдается мне, что и обратная процедура, основан-
ная на натягивании контрабаса, тоже сомнительна.
И. А.
Это понятно. Гриф сломается.
..
А впрочем, о чем это я?
Так вот, сегодня, а может быть, и в последующих публика-
циях, нас будет интересовать именно тип акустического
оформления АС. Начнем мы с самых простых оформлений, но
постепенно доберемся и до тех, что заметно сложнее.
Итак, корпус АС, базирующийся на той или иной идее аку-
стического оформления, выполняет две основные функции.
Первая функция —
это блокирование эффекта акустиче-
ского „короткого замыкания“, возникающего на счет сложе-
ния в пространстве акустических колебаний, возбуждаемых
передней и задней поверхностями диффузора и, естественно,
противофазных (см. рис. 1).
Луша.
Догадываюсь, что изоляция „вражьей стороны“
диффузора способна дать очень многое. Вот хозяйка моя с за-
вязанным ртом собирает ягод раз в шесть больше.
.. А развя-
жешь —
бац!.
. Короткое замыкание.
И. А.
Вторая функция чуть сложнее. Для знакомства с нею
нам прежде всего придется вспомнить, что из себя представ-
ляет динамик.
Луша.
Магнит и моя миска на пружине.
..
И. А.
Образное мышление. Так вот, наличие упругой воз-
вращающей силы, обеспечиваемой пружинящим подвесом,
предопределяет для динамика возможность лишь возврат-
но-поступательных движений миски, то есть, простите, диф-
фузора.
Луша.
Я гак понимаю, что движения диффузора могут
быть и просто поступательными.
..
И. А.
Но только один раз.
Характер вынужденных колебаний диффузора при подаче
сигнала теперь будет зависеть от многого. Во-первых, как и у
грузика на пружинке, от массы подвижной системы и упруго-
сти подвеса. А во-вторых, от того, что вмешивается в работу
„пружинки“. При характерных для низкочастотных звеньев
скоростях движения диффузора воздух, его окружающий,
способен оказать двоякое действие.
Это
диссипативное
действие, гасящее, демпфирующее ко-
лебание подобно амортизатору в автомобиле. Такое действие
характерно для любых ситуаций, когда диффузор окружен
воздухом. И
упругое
действие, когда воздух, сжимаемый той
или иной стороной диффузора, оказывает на него воздейст-
вие, аналогичное воздействию подвеса. Это характерно для
тех случаев, когда воздух заключен в закрытый объем, а в бо-
лее общем случае каким-то образом оформлен. Это и означа-
ет „акустическое оформление“.
Собачка.
А нельзя ли перед тем, как приступить к изуче-
нию наиболее известных оформлений, их хотя бы перечис-
лить?
И. А.
Наиболее широко применяются:
бесконечный экран (infinite baffle1) н его разновидности;
закрытый корпус (closed box, acoustical suspension, sealed
box);
1
Учитывая разнообразие терминологических обозначений в зарубежной литера-
туре, мы приводим английское название оформления, но только самое известное.
А удиоМ агазии 1/1999
предыдущая страница 140 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн следующая страница 142 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст