м узы ка
137
может измеряться неизменной сеткой
пульсирующих мерно долей, оно сжи-
мается и расширяется, порою почти
останавливает свой бег („распыляет-
ся“—
Стравинский). Чтобы передать
это новое ощущение времени, невоз-
можно использовать старые способы
нотации.
XXX.
Но Бетховен не был бы Бетхо-
веном, если бы не пытался подчинить
себе это ускользающее время. Он „стре-
мится покорить мимолетность времени
и динамически сдержать, опираясь на
его собственные факторы, подобно кон-
структору, использующему природные
силы“. Изобретенный им эффект „мет-
рической модуляции“, когда единица
пульсации остается фактически неиз-
менной, наполняясь новым ритмиче-
ским содержанием (восьмая с точкой
приравнивается к восьмой), является
тем фактически выписанным компози-
тором ускорением темпа, к которому и
так интуитивно тяготеют исполните-
ли, не вдающиеся в дебри музыкально-
ритмических изысканий. „Подобные
эффекты, подобные ритмические соот-
ношения существовали, конечно, за-
долго до Бетховена, но никогда не вы-
зывай! того эффекта —
эффекта непре-
рывности и находящегося под сводами
единства“,— завершает свой анализ
Стравинский.
XXXI. Вывод Стравинского: „Время
само но себе непостижимо. Сказать
что-либо об элементе времени в музы-
ке — это высказаться о музыке в це-
лом.
.. И все же нам кажется, что субъ-
ективное восприятие слушателем хо-
да времени, его понимание воздейст-
вия, пределов, неизбежностей време-
ни являются более несомненными
факторами здесь [в Тридцать второй
сонате — О. С.], чем когда-либо рань-
ше в музыке“.
XXXII. В 1970 году, когда Стравин-
ский, уже почти отрешившийся от
этого мира, вслед за Робертом Кра-
фтом (водившим его пальцем по пар-
титуре) слушал позднего Бетховена,
мир как никогда был далек от того иде-
ального, полновесного бетховенско-
го Времени, которое, вероятно, являет-
ся нашей земной метафорой Вечности
так же, как бетховенская музыка в
Тридцать второй сонате выступает ме-
тафорой тишины.
.. Еще более далек он
от этих идеалов сегодня. И вступив-
ший в магический круг Тридцать вто-
рой сонаты, не принадлежит.
.. -4
Тридцать вторая соната
Бетховена в записях
Компакт-диски:
Артур Шнабель
„EMI Records" CHS 763 765-2
Соломон
„EMI Records“ CHS 764 708-2
Ив Нат
„EMI Records“ CZF 7 62 901-2
Стефан Ковачевич
„EMI Records“ CDC 754 599-2
Рудольф Серкин
„Deutsche Grammophon" CD 427 498-2
Даниэль Баренбойм
„Deutsche Grammophon“ CD 413 766-2
Анатолий Угорский
„Deutsche Grammophon“ CD 435 881-2
Маурицио Поллини
„Deutsche Grammophon“ CD 419 199-2
Иво Погорелич
„Deutsche Grammophon“ CD 410 520-2
Клаудио Аррау
„Philips" CD 432 301-2
Ачьфред Брендель
„Philips“ CD 412 575-2
Вильгельм Бакхауз
„Decca“ CD 433 882-2
Артуро Бенедетти Мнкельанджели
„Decca“ CD 417 772-2
Фридрих Гульда
„Decca“ CD 443 012-2
Владимир Ашкенази
„Decca“ CD 436 076-2
Студия "Интерьер-Аудио"
Санкт-Петербург, Литейный пр., 30
тел. (812) 325-3085, факс (812) 325-3466
Разработка дизайна и акустического оформления помеще-
ний для прослушивания музыки и домашнего кинотеатра.
Большой опыт создания акустических комнат и студий. Вы-
сококвалифицированные специалисты
✓ спроектируют оптимальную схему разводки кабелей;
¥
'
определят место установки аппаратуры;
м' создадут системы затемнения и механизмы управле-
ния экраном.
Достоинства Вашей аппаратуры раскроются по-новому.
1 6 -1 9
м о ртО Т
2
1 9 9 9
г.
Ц
т еле-, аудио-,
Ч * /
видеот еш
М1
Ш
^
акустические cU&mdBkbi;
саг audio;£ Ш
. J
специй
тки;
аудио-* видеокассеты, CD;
иксе
<
3
*
(8432)
64-34
e moil: vico@taf
Щ
Щ
1
а£
ю
1 И у ч -,1 ; i p , i i u p ; ; u "
i
f l
f c
f
]
i f l
i p H ! : f
'S
■ßmoWf/Tv/A.
64-33-22
[гф Щ мги;
wv/v/,vioo.fbif.ru
А уциоМ агазин 1/1999
предыдущая страница 138 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн следующая страница 140 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст