РОК/ПОП
The Ark
„Под облаками“
Техновидео CD003
11 композиций
52:00
Очередной
проект
группы
„The
Ark"
третий инструментальный аль-
бом —
синтез живописи художника Пе-
тра Громова п музыки гитариста Олега
Макеева, клавишника Андрея Старко-
ва и удачно влившегося в коллектив
гитариста Александра Николаева. Это
трио —
небольшая сенсация в подзабы-
том жанре эпического концептуально-
го арт-рока и настоящее событие в оте-
чественной музыке. Практически эта
запись —
большая сюита (если хотите —
симфония, в 11 частях), которая от-
личается от творчества Брукнера сред-
ствами и формой воплощения, а от
.золотого периода" „Pink Floyd" и „Yes“—
национальным колоритом, индивиду-
атьным почерком и влиянием эпохи.
Гитары, прописанные с характерными
обработками и наложенные по пять
„слоев", плетут хитрую вязь повество-
вания, практически подменяя собой
весь традиционный рок-оперный во-
кал и текстовой смысл. На гитарных
аккордах держится фоновая подклад-
ка. Очевидно, что (как у Мальмстина,
Фридмана, Сатриани и Частейна) мы
имеем дело именно с группой лидера —
Макеева. Приглашенный сакс Евгения
Панкова (в композиции „Пространст-
во н время") и штатные клавиши Стар-
кова работают на одну идею. 11о это со-
поставление с зарубежными аналогами
вынужденное —
к счастью, не испор-
ченный славой Макеев генерирует и
более интересные идеи, и филигран-
ную (где надо —
бешеную) технику, да-
вая составу гармонический простор
для маневра. Например, в композиции
„Под облаками“ клавиши следуют за
лидером, рождая хор подголосков, а в
„Пути на восток" отсутствие в группе
ударных остается незамеченным —
в
нижнем регистре бас-гитара вкупе с
органом нарабатывают достаточно не-
торопливой экзотики и тадж-махалов-
ского величия.
.. На „Трех вершинах“
виртуозная академическая гитара при-
глашенного Анатолия Брагина при
поддержке инструментов убедительно
суммирует рок, блюз и Баха. Проект
раскрывается, как музыкальный Ноев
ковчег, этого и хотели его создатели.
Интересны два момента: во-первых,
явно находясь иод влиянием „пинков",
Макеев со товарищи замахивается на
симбиоз тематики „Obscured by Clo-
uds" и интонационных решений „Dark
Side Of The Moon“—
имеющий уши да
услышит. Во-вторых, как и предыду-
щие два альбома группы, нынешний
концептуален и посвящен духовной
живописи. Как во всяком хорошем
концептуальном альбоме, здесь после-
довательность композиций продумана
и увязана с названием альбома: „под
облаками" протекает мирская жизнь
человека, облака связывают вселен-
ский разум с индивидуальной душой,
заоблачная высь символизирует выс-
шие стремления и драматизм одновре-
менно. По счастью, Макеев избежал
при этом пафосной церковно-культо-
вой тяжести в музыке, но передал ее
пугающую апокалиптичность. По по-
воду подобной аутентики вряд ли мож-
но иронизировать, тем более —
ругать
ее. Макеев владеет стилями, но луч-
шим образом раскрывается в прихар-
дованном академизме. Некий налов-
ленный исполнительский ход придает
необщее выражение его лицу: про-
пускание стил-гитары через режим
„sustain“, чем, кстати, грешил „Pink
Floyd“. Прием помножен на широкое
студийно-аранжировочное мышление,
которое в прошедшем году, увы, было
не очень свойственно упомянутым за-
падным музыкантам. Вот так Макеев
заслужил свой статус —
„лучший рос-
сийский гитарист“.
Альбом благополучно покончил с
другим прилипчивым статусом Макее-
ва —
„сессионный гитарист“, который
держался за ним на протяжении мно-
гих лет работы в студии. Вот откуда ма-
кеевский арсенал из семи инструмен-
тов (среди них „Ibanez“ с широкой де-
кой и академическим звучанием —
лю-
бимый), вот откуда свойское обраще-
ние с электроникой при обработке зву-
ка (исключая педаль вау-эффектов, ко-
торую Макеев ненавидит).
Мыслящие рок-гитаристы, зависшие
на арт-роке, нечасто балуют нас высо-
кой техникой. Им проще сэмплировать
и „кольцевать“ фрагменты. Еще реже
техничность дружит со студийными об-
работками и аранжированным симфо-
низмом —
такой гитарист ревностно
блюдет чистоту' жанра, ограждая свои
пальцы и их непростой труд от вмеша-
тельства. На этом альбоме слышно все:
скольжение пальцев по грифу, захлебы-
вающиеся переборы, ползущие вверх
пассажи. Но прежде всего слышна
аранжировка.
Barenaked Ladies
„Stunt“
Reprise 9062 46063-2
13 композиции
51:21
Безо всяких обиняков, интересней-
шая гитарная группа 90-х из Торонто,
родины всех интересных и недооце-
ненных групп. Включение в состав ак-
кордеона и вокальные функции всех
участников, в том числе барабанщика,
сразу вселяют надежду, неизменный
(черный) английский юмор в дизайне,
текстах, имидже ее укрепляет, а пер-
вые аккорды и вовсе заставляют пла-
тить в кассу. „Рипрайз“ верен много-
летнему правилу пополнять мейн-
стрим вкусной цивильной салонной
дичинкой европейского пошиба. Оче-
видно, поэтому патриотичная Амери-
ка постоянно держит „рипрайзовские“
подарки в каком-то заднем ящике, да-
лековато от чартов. „Голые тетки" (на
самом деле ни одной тетки!) прокана-
ли в „Биллборде" только раз и лишь в
списке
„пробивающихся
талантов“
(правда, на первом месте списка). Кон-
церт. успешно отыгранный в Штатах,
составил четвертый альбом и получил
„золото“, и вот через Америку группа
забрасывает в мир пятый по счету
„крючок“—
авось, клюнет. Можно не
знать английского, можно порядком
устать от гитарной музыки второго
эшелона, но в этом диске есть нечто
особенное,
притягательное,
крайне
свойское. Песенки заигрывают с рит-
микой от ска до блюза, но остаются в
рамках мейнстрима. Они размешают-
ся в пространстве вашего дома, как
(хорошие) родственники, от них свет-
ло, тепло и легко, они не просят есть и
даже внимать себе. Пятиголосье мягко
А уяиоМ агазин 1/1999
предыдущая страница 126 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн следующая страница 128 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст