118
музыка
Это не розыгрыш - скрипач Сшизвальд Кёйкеи действительно играет на вио-
лоне; вместе с братом Виландом (справа) он записал на фирме „Accent “ несколь-
ко дисков в качестве исполнителя на виоле да гамба
ной музыки возникают серьезнейшие
дискуссии среди музыкантов-исполни-
телей. результаты которых отражаются
в самих записях этих произведений на
дисках, а также в сопроводительных
статьях в буклетах к этим дискам. (Осо-
бенно много в этом направлении сдела-
но руководителем вокального коллек-
тива „Органум" Марселем Перэ, запи-
сывающегося исключительно для фир-
мы „Harmonia Mundi France“.)
Аутентичное направление развива-
лось не только в глубь веков: еще в кон-
це 1970-х началось освоение музыки
послебаховской эпохи. В поле зрения
аутснтистов попали Перголези, сыно-
вья И.-С. Баха, Гайдн, Боккерини и
Моцарт, а затем даже Бетховен и Шу-
берт. Здесь стоит прежде всего снова
упомянуть имена Густава Леонхардта и
Сигизвальда Кёйкена, вместе и но от-
дельности записавших клавирные со-
наты и сонаты для клавира и скрип-
ки Моцарта (диски фирмы „SEON",
принадлежавшей продюсеру Вольфу
Эриксону, с начала 1970-х годов актив-
но сотрудничавшему с лучшими аутен-
тичными музыкантами). Музыка Мо-
царта и Гайдна стала записываться
„Оркестром XVIII века“ под управле-
нием Франса Брюггена (фирма „Phi-
lips“), голландским „Amsterdam Ba-
roque Orchestra“ под управлением учени-
ка Г. Леонхардта Тона Копмана („Era-
to“) и „La Petite Bande" С. Кёйкена
(„Virgin“ и „Deutsche Harmonia Mun-
di“). Все клавирные концерты Моцарта
для фирмы „Deutsche Grammophon“
записал на молоточковом клавире аме-
риканский музыкант Малькольм Виль-
сон с оркестром „English Baroque So-
loists“ под управлением Джона Элиота
Гардинера. Такую же серию записей
концертов Моцарта сделал голланд-
ский музыкант Йос ван Иммерсель,
дирижируя за гшанофорте созданным
им самим оркестром „Anima Eterna“
(фирма „Channel Classical“). И здесь
репертуар расширялся также за счет
произведений так называемых второ-
степенных композиторов XVIII века,
чье творчество
в таком исполнении
не-
редко приятно удивляло слушателей.
В общем, в 1980-е годы аутентичная
звукозапись не только покрывает почти
весь огромный музыкальный материал
вплоть до начала XIX века, но и предла-
гает слушателям большой выбор
раз-
ных
аутентичных записей многих из
них. Количество же музыкантов, пол-
ностью работающих в этом направле-
нии, уже с трудом поддается учету; кро-
ме самих пионеров этого движения,
продолжающих с разной степенью ин-
тенсивности выпускать все новые запи-
си, с многочисленными фирмами рабо-
тают уже их ученики и ученики их уче-
ников. При этом —
на что специально
хочется обратить внимание — продол-
жается поиск все новых подходов к ис-
полнению музыки разных историче-
ских периодов.
Наконец,
последний
нынешний
этап — наши текущие, точнее, мелькаю-
щие 1990-е годы. Новые имена. Новые
записи.
.. Отследить, достать и прослу-
шать выпускаемые сейчас многочислен-
ными, чуть ли не каждый месяц возни-
кающими фирмами аутентичные записи
теперь просто невозможно. Продолжа-
ется —
это невероятно! — расширение
репертуара (запас старой музыки, похо-
же, всюбще неисчерпаем). Аутентичные
музыканты уже добрались не то.лько до
Бетховена с Шубертом, но и до Шумана
с Мендельсоном. Одновременно с этим
разные фирмы начинают все больше и
больше дублировать друг друга, да и му-
зыканты пошли по второму кругу. Срав-
нительно недавно можно было только
мечтать об аутентичной записи Мессы
си минор И.-С. Баха, а теперь есть диски
с записями Н. Арнонкура, Г. Леонхард-
та. Ф. Херревега (только что появилась
его вторая запись Мессы на фирме
„Harmonia Mundi France“), Э. Пэррота,
Т. Копмана —
я перечислил только са-
мых именитых аутентистов. Долгое вре-
мя „Рождественская оратория“ Баха же
была известна лишь в одной аутентич-
ной записи Н. Арнонкура, а за послед-
ние 10 лег прибавились работы Дж. Э.
Гардинера, Ф. Херревега, Т. Копмана и
Р. Якобса (скоро появится и С. Кёйке-
на). Даже такой невероятно большой
проект, как „Все кантаты Баха“, после
выхода на „Teldec“ серии Леонхард-
та/Арнонкура снова повторяется Тоном
Конманом („Erato“), Джефри Томасом
(„Koch“). Масааки Сузуки („BIS") и уже
объявлен в планах фирмы „Deutsche
Grammophon“ под управлением Джона
Элиота Гардинера.
Казавшаяся чем-то экзотическим че-
тыре десятилетия назад аутентичная
манера не только не исчерпала себя, но
и продолжает набирать силу. Более то-
го, она заразила и традиционное испол-
нительство: выпускать сейчас записи
но крайней мере старинной музыки в
традиционной, или обычной, манере
(то есть абсолютно пренебрегая поня-
тием стиля эпохи, не считаясь со специ-
фикой его языка и так далее) решается
редкая фирма. Зачастую музыканты, не
принимающие нового направления,
„обижающиеся“ на него, сами не заме-
чают, как используют достижения луч-
ших аутснтистов в своей собственной
практике. Пример тому —
упоминав-
шаяся серия кантат Баха в исполнении
X. Риллинга: последние записи совер-
шенно очевидно перекликаются с ис-
полнениями аутентистов. Новые поко-
ления музыкантов, все новые и новые
записи демонстрируют неисчерпаемое
разнообразие интерпретаций в этом об-
щем и уже довольно широком потоке
аутентичного исполнительства. Оно
продолжает давать простор для выяв-
ления новых подходов к музыке про-
шлого, что в конечном счете расширяет
границы сегодняшнего музыкального
мира. И, конечно, опровергает мнение
оставшихся скептиков о неживучести,
„музейности" аутентичного стиля. (В
скобках замечу: слушая наше радио и
читая нашу прессу, начинаешь подозре-
вать, что в основном эти скептики про-
живают именно в нашей стране, кон-
серватизм подавляющего большинства
музыкантов и слушателей которой, по-
хоже, ничем не может быть сломлен'.)
Сравните „Страсти по Иоанну“ И.-С. Ба-
ха, скажем, в записи лишь четырех из-
вестнейших аутентичных дирижеров —
Н. Арнонкура („Teldec“), С. Кёйкена
(„Deutsche Harmonia Mundi“), Э. Пэр-
*
Справедливости ради пало сказать, что и в СССР
уже в 1980-е годы нашлись музыканты, также на-
чавшие пробовать себя в аутентичном стиле (вио-
лончелист Иван Монигетти, клавесииист Алексей
Любимов, скрипачка Татьяна Грнидснко и другие).
Однако их усилия практически не были поддержа-
ны отечественной грамзаписью.
АуциоМагазин 1/1999
предыдущая страница 119 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн следующая страница 121 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст