музыка 117
Евгений ДОБРУШКИИ
АУТЕНТИЧНОЕ
И С П О Л Н И Т Е Л Ь С Т В О И ГРА М ЗА П И СЬ
(Краткий очерк „Из истории")
Часть 2
Следующее десятилетие
1980-е го-
ды —
я бы охарактеризовал как период
полного триумфа аутентичного направ-
ления в звукозаписи. Резко возросшее
число музыкантов, работающих в этом
стиле, и явная конкурентоспособность
аудиозаписей аутентичного исполне-
ния музыки заставляет многие круп-
ные фирмы обратиться к производству
и выпуску собственной аутентичной
продукции —
во второй половине 80-х
уже на компакт-дисках. Мало того, что
практически все
большие, средние и
малые —
фирмы не упускают возмож-
ности привлечь к работе музыкантов
аутентичного направления, уже с конца
1970-х годов начинают появляться
фирмы, созданные специально для за-
писи старинной музыки только в аутен-
тичном исполнении (одна из первых —
если не первая
бельгийская фирма
„Accent" - см. „AM“ № 1(18) 98). Тако-
ва была реакция на политику многих,
особенно крупных, фирм: они если и
записывали аутентичные версии, то
лишь самых известных сочинений са-
мых известных композиторов. А новые
независимые фирмы предоставляли
возможность музыкантам свободно
выстраивать свой репертуар. Там же, в
Бельгии, появилась фирма „Ricercar“,
записи для
которой
начал делать
прежде всего ансамбль „Ricercar-con-
sort“, созданный по инициативе моло-
дого тогда контртенора Анри Ледруа
(покойного ныне). Интереснейшими
из их проектов, продолжающими осу-
ществляться и сегодня, являются две
серии записей: „Кантаты немецкого
барокко“ и „Камерная музыка немец-
кого барокко“.
„Аутентичный бум“ 1980-х привел к
тому, что в этот период впервые стали
появляться
выпущенные
разными
фирмами записи одних и тех же музы-
кальных произведений в аутентичном
исполнении, сделанные разными музы-
кантами.
Английский струнный квартет .
.The
Salomon Quartet". Справа налево: Сай-
мон
Стенде йд ж
(первая скрипка).
Дженнифер Вард Кларк (виолончель),
Тревор Джонс (альт). Микаэла Ком-
берти (вторая скрипка) („Hyperion")
Одновременно с выпуском записей
практически всего традиционного му-
зыкального репертуара от средневеко-
вья до барокко начинается резкое рас-
ширение границ нашего представления
о „старинной" музыке. Сначала появля-
ются записанные в аутентичном стиле
ранее никогда нс исполнявшиеся и не
записывавшиеся произведения самых
известных
композиторов
прошлого
(скажем, Лассо, Палестрины, Майю,
Окегема, Жоскена Дейре, Томаса Луиса
де Виктории), то есть постепенно осва-
ивается практически всё дошедшее до
нас наследие этих композиторов. Затем
в концертную практику и в каталоги
Кристофер Хейвуд и участники его
оркестра „The Academy о / Ancient
Music" в студии фирмы ,.L 'Oiseau-
Lyre/Decca ". На переднем плане: соли-
сты Кэтрин Макинтош и Моника Хаг-
гетт
скрипки
,
Аннер Бильсма и Ан-
тони Плит —
виолончели
фирм попадают композиции ранее поч-
ти не исполнявшихся и даже совсем за-
бытых композиторов прошлого. При-
чем выпускаются как сборные, так и
монографические диски с музыкой, ко-
торой раньше просто пренебрегали, и
любителей старины здесь зачастую
ожидали интереснейшие открытия. Со-
вершенно очевидно, что именно грам-
запись аутентичного исполнения по-
могла оживить большое количество му-
зыкальных произведений прошлого
датского и не очень. Один из самых
характерных примеров
наследие
французских композиторов XV'II века
Марена Марэ и Марка Антуана Шар-
пантье, чыо музыку воскресили и неу-
станно пропагандировали Вильям Кри-
сти со своим ансамблем „Les Arts Floris-
sants“, а также Рене Якобс с ансамблем
„Concerto Vocale“ (записи на фирме
„Harmonia Mundi France“) и Хорди Са-
валль (на дисках „Astree“). Показатель-
ной является и судьба наследия авст-
рийского композитора XVII века Ген-
риха Игнаца Франца фон Бибера —
не
только музыка, но даже имя которого
совсем недавно мало кому было извест-
но. Примерное 1960-х годов постепен-
но все больше и больше музыкантов (и
фирм) проявляют интерес к его сочине-
ниям. 11
сейчас Бибер оказался в ряду,
уже можно сказать, популярных компо-
зиторов прошлого. Малоизвестная ста-
ринная английская музыка записыва-
лась на фирмах „Hyperion“, „ЕМГ и
других ансамблями „Gothic Voices“,
„Tavcrner-consort", „Milliard Ensemble"
и другими (эта работа продолжается и
сейчас).
Надо обратить особое внимание на
то, что музыканты аутентичного на-
правления вводят в практику исполне-
ние и запись произведений (как давно
известных, так и оживляемых ими
впервые) непосредственно по рукопи-
сям, а не по позднейшим неаутентич-
ным изданиям. Хорошо известные и не-
однократно
записывавшиеся
ранее
композиции начинают звучать в иных
авторских редакциях и вариантах, не-
жели те, к которым уже привыкли ис-
полнители и слушатели. Некоторые
музыканты увлекаются всевозможны-
ми реконструкциями композиций да-
леких времен, не дошедших до нас в
подлинном или полном виде. По пово-
ду расшифровки и исполнения старин-
АупиоМагазин 1/1999
предыдущая страница 118 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн следующая страница 120 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст