1 12
музыка
Schubert
DIE UNVOLLENDETE in h D.759
SINFONIE No.6 in CD. 589
Шуберт
Неоконченная в си миноре
Симфония № 6 до мажор
Оркестр
Anima Eterna“
Йос ван Иммерсель
Звук: Берт ван дер Вольф
Sony Classical 63094
5
4:17
1997 год
SCHUBERT
D IF . U N V O I.L B N D E T E in b
0.759
S IN F O N IE N K . 6
С
0 .5 «9
ANIMA ETERNA
SYMPHONY ORCHESTRA
JOS VAN IMMERSEEL
Дирижер-фламандец перевел свою
немецкую фамилию на латынь —
по-
лучилось название оркестра. „Вечная
душа" специализируется на классиче-
ском и раннеромантическом репертуа-
ре, как почти все большие оркестры
старинных инструментов. Музыканты
играют на подлинных инструментах
двухсотлетнего
возраста
(которые
сильно отличаются от современных)
или на их копиях. Тут музейная часть
не кончается. Серия записей всех сим-
фоний Шуберта ортодоксально аутен-
тична. В ней и использование новей-
ших текстологических разысканий, и
исследования инструментов соответ-
ствующего периода (предпринятые са-
мими оркестрантами), и восстановле-
ние оригинальной динамики Шуберта,
основанной па контрастах. Издание
озаглавлено „Шуберт без маски“.
Слушал я и так и этак, и никак не
мог притерпеться к легкости, необыч-
ной даже для аутентичных дириже-
ров (Арнонкур, Брюгген) и гранича-
щей уже с легковесностью. И вспом-
нил один из „законов Мэрфи“:
если
ничто не помогает —
прочтите, на-
конец, инструкцию.
Прочел: „из три-
надцати симфоний
(что за чертов-
щина.
..),
начатых Шубертом, шесть
так и небыли закончены“. И действи-
тельно, самая знаменитая симфония
Шуберта обозначена на конверте как
„неоконченная в си миноре“. Вот вам
аутентизм в чистом виде: бессмерт-
ность шедевра вынесена за скобки
(что правильно), и нам предлагается
оно снято, и сквозь игру, сквозь реаль-
сочинение, как бы это выразить.
.. од-
ное звучание —
то есть сквозь уже
но из, почти эскиз; неоконченная, но
случившееся, случайное, эфемерное—
с маленькой буквы (что уже. видимо,
неожиданно
проглядывает
вечная
менее „правильно“). Конечно, сыг-
мысль автора. В общем, „ибис не пти-
рать
эскизы
много легче, чем поднять
ца, Шуберт не человек“.
(со дна) трагическую
эпопею,
кото-
Когда ноты лишь написаны, но еще
рую предшественники-дирижеры за-
не озвучены, они таят бесконечные
грузили разнообразными смыслами и
возможности. И вот эту их потенци-
подтекстами. Но и много опасней, по-
альную энергию ваи Иммерсель ухит-
тому что ежели столь добросовестно
рился протащить в наш мир среднего
отодрать исп.2 традиции от бессм.3
уха. От эстетского любования парти-
партитуры, то наверняка лишишься
турой, которого можно было ожидать
аудитории,
которой
ведь подавай
при таком обилии дежурно-историче-
большие страсти, нажитые веками.
ских наворотов, он прорвался к нерав-
„Неоконченная“4 предстала юной и
нодушию и страстности, к „холоду по-
свежей пьесой, штукой,
вещью,
бук-
вого чувства“, по выражению Адриана
вально
позавчера
не
оконченной
Леверкюна. Спасет ли это искусство,
двадцатишестилетним молодым чело-
как предполагал Леверкюн в том же
веком.
предложении? Может быть. Но если и
А
одновременно и воспоминанием о
нет —
отчетливость оркестровых ли-
том времени, когда он еще не истлел.
ний такова, что даже имеющий сред-
И вообще, великие композиторы не
нее ухо услышит все, что хотел автор,
умирают. Они просто делаются стар-
(8. 15, 16)
ше и старше усилиями следующих
поколений, желающих иметь их при
_______________
себе, но не в виде памятников или
швввававвшанаавв
сверстников,— а как современников,
ветхих денмн. Этому и воспротивил-
ся ван Иммерсель. В исполнении сня-
ты все акценты, призванные подчерк-
Valentin Silvestrov
путь не только величие и мудрость ав-
Symphony No.5
тора, но даже то обстоятельство, что
Postludium
автор старше „чисто по жизни“. Об-
Валентин Сильвестров
вальные кульминации скупо прочер-
Симфония
5
чиваются и не переходят в благород-
Постлюдия
НЫЙ
ВОПЛЬ. Почти отсутствуют значи-
Алексей Любимов, фортепьяно
мые темповые расширения (хотя темп
Немецкий симфонический оркестр, Берлин
ПОСТОЯННО и ПОЧТИ неслышно колеб-
Дэвид Робертсон
лется). Дирижер даже не умедлил В
Звук: Маркус Херцог
коде второй части (а ведь з д е с ы ю ^ ^ ^ ^ ^ ^ к
Sony
Classical
1996 SK 66 82
5
ВС
нормальные
^
Ж
а
Я
Я
Музыка Валентина Снль-
II ).
С к
___
и*
и-м
Ш
. ком
1
бры деист-
/ *
.
ламп
в и т е л ьн о
Все главные симфоннче-
устраш аю т.
екпе сочинения, но его
Это ведь ПОЧ- ^ | ^ ^ р | ^ ^ | р | ^ ^ ^ ^ | ^ ^ Р ^ ^ Д ^Собствен ном у олреде-
званные не п еть,^^ и К ^ |Г .ч
фортепьяно с орке-
а только говорить
стром (1981) представ-
со всей возможной у
f
г
ляс’! компромиссный случай II
отчетливостью.
И
истории чисто сильвестровского жан-
от их холодных ело-
ра „после-музыки“—
она длится ка-
вес и словечек часто
ких-нибудь восемнадцать минут. „Ум-
становится неуютно. Отчаяние, око-
ный“ рояль Алексея Любимова иде-
нечный страх, самая безнадежность —
ально вписывается в заторможенную
ничто человеческое нам не чуждо. Но
оркестровую массу и придает проис-
именно что человеческое. Здесь же
ходящему некий личный оттенок, кое-
го Симфония начисто лишена. Реко-
2
Исполнительские
прим.
ред.
меидую знакомство
С ДИСКОМ НЭЧИ-
3 Бессмертной —
прим. 1>ед.
*
гт
< Простите, что с большой буквы,- это оттого лишь,
н а т ь и м е н н 0 С ПоСТЛЮДНН. ТЭК
к а к
что начало предложения.
боЛЬШЭЯ
КОНЦСрТНОСТЬ
II
наГЛЯДМ ОСТЬ
АудиоМагазин 1/1999
предыдущая страница 113 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн следующая страница 115 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст