музыка
in
Авторская рубрика
Бориса Ф И ЛЛН О ВС КО ГО
□ Н Е К А Я
Фонотекл
в я е т о н с к я я
I br rbJ“JJ Ja
Res Musice
The
I x'gacy
The Passion of Reason
ЛПШЛ
Res Musice
The
Sour Cream
Legacy
The Passion of Reason
Res Musice
Наследие „Сметаны“
„Страсть разума“
Франс Брюгген, Кейс Буке, Волтер ван Хоуве
Звук: Вальтер Нери, Дик ван Схуппен
Altocca Babel 9082-83
Диск 1 - 55:19
Диск 2 - 59:30
1998/01)
Совершенно в обычае того времени,
когда
господствовали
продольные
флейты,—
играть на них что попало,
будь то изоритмический мотет Маню,
скабрезные студенческие куплеты или
часть из мессы Жоскеиа. Главным бы-
ло наслаждение самой игрой. Именно
игрой, а не слушанием. Повальная му-
зыкальная грамотность сохранилась в
Европе и посейчас. Например, в обыч-
ных школах детишек учат играть на
тех же блокфлейтах, а уж спеть пса-
лом по нотам во время церковной
службы —
прямой долг доброго при-
хожанина.
Франс Брюгген уже появлялся на
страницах „AM“ в качестве дирижера
созданного им „Оркестра XVIII века".
А вот свою деятельность по первой
специальности Брюгген завершил как
раз предлагаемым диском. Его партне-
ры —
Волтер ван Хоуве и Кейс Буке,
тоже крупнейшие фигуры флейтового
сообщества (хотя последний иногда
меняет флейту на виолу да гамба, в
том числе и здесь). Все трое котиру-
ются настолько высоко, что любая по-
хвала в их адрес давно уже стала те-
нью повсеместных восторгов и при-
знаний. Они объединились в ансамбль
с
буколическим
названием
„Sour
Cream“ („Сметана“) в 1972 году, а по-
следнее публичное выступление со-
стоялось в Париже в 1990-м. С самого
начала целью „сметанщиков“ было оп-
рокинуть концертные привычки за-
коснелой публики (а к тому времени
аутентичное
движение
успело
не
только набрать силу и популярность,
но и приобрести рути-
ну). Один итальянский
критик назвал демарши
„Sour Cream“ „постфи-
лологическими по языку
и постконцертными по
форме общения“. Сами
музыканты говорят: „Мы
вглядывались в необыч-
ные стороны известного
репертуара и исследова-
ли
новые
территории
средствам
11
театрал ьн ы х
эффектов, злектроїшки
и
исторической
фаль-
сификации. Нашей це-
лью было раз и навсегда
запустить ансамбль ре-
кордеров в космический
век“.
Несмотря на усиленный запуск бал-
ды в космос1
а может, и благодаря
ему,—
сняты все вопросы о „верности“
исполнительским установкам ранних
времен. То есть вопросы эти даже не-
возможно задать: историзм и игра
„как положено“ примерно преданы
анафеме. (Это весьма гармонирует с
дирижерскими установками Брюгге-
на: при высочайшей прецизии и яс-
ности звука Брюгген-дирпжср явно
дрейфует в сторону сильного, лично-
стного управления оркестром, прочь
от капельмейстерской отмашки.)
Остается впитывать звук, необык-
новенно полный н чувственный. Даже
высокие разновидности инструмен-
тов пленяют мягкостью кантилены и
трепетностью, присущими скорей по-
перечным флейтам. Звуковая атмо-
сфера не скисает на протяжении всего
диска. Отчасти из-за разнообразия
флейт —
от сопрановой до контраба-
совой. Но также и оттого, что пьесы,
сходные по фактуре и движению, мак-
симально сближены (как три компо-
зиции Машо или фрагменты Рукопи-
си Болдуина) и противопоставлены
группам пьес, им контрастных. По-
1
Я. например» сомневаюсь, что сведения об отдель-
ных опусах, приведенные на обложке, соответству-
ют исторической правде.
строение диска (28 номеров) —
пред-
мет отдельного разговора. Сочинение
музыки не есть только придумывание
и изобретение. Оно также и перепи-
сывание, и составление, и рядополо-
жен ие. Здесь сходство композитора и
составителя концертной программы.
Не берусь судить, кому принадлежит
компоновка произведений (возмож-
но, Кейсу Буке, автору чрезвычайно
содержательного текста о дефиници-
ях
страсти
и
разума
в Средние века;
возможно, Сиуверту Фсрстеру, про-
дюсеру фирмы „Attacca Babel“ и ди-
ректору „Оркестра XVIII века“), но
она явно приближается но свежести к
собственно композиции. Почти воз-
никает одно очень большое произве-
дение с более или менее крупными
частями. И слушать его можно как по
частям, так и целиком. В целом вы-
держан хронологический принцип, и
заканчивается все Бахом. Выглядит
это естественно, но, уверяю вас,
так
разместить
во
времени
содержа-
ние диска
и в самом деле большое
искусство. Произведением которого
этот диск и следует безусловно при-
знать. (10, 15, 15)
АулиоМагазин 1/1999
предыдущая страница 112 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн следующая страница 114 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст