10 6
домашний кинотеатр
того, всегда можно было сослаться на
несовершенство самой системы, тем
самым послав критиков в нокаут
(рис. I).
Одним из первых фильмов со зву-
ковой дорожкой „Dolby Stereo 35“
была картина Стенли Кубрика „За-
водной апельсин“ ( 1971), отличавша-
яся крайне сумбурными звуковыми
эффектами, но производившая
на
зрителей неизгладимое впечатление
просто потому, что они не знали ни-
чего подобного. Критики, однако, ре-
шили,
что
многоканальная
фоно-
грамма попросту состряпана из двух-
канального премастера. Позже выяс-
# ю о
1 80
§ 60
& 40
I 20
/
/
(
23456789
Ю
Число экранных каналов
Рис. 2. Качество стереовосприятия
в зависимости от числа заэкранных каналов
(по М. Высоцкому)
пилось, что так оно и было. Через три
года на экраны вышел фильм „Земле-
трясение“, где камни падали отовсю-
ду, но только не так, как на экране.
Через год гак же заскрипели „Челю-
сти“ Спилберга, а в фильме „Таксист“
беседующие люди заорали громче Бе-
нито Муссолини.
Наконец, в 1977 году Джордж Лу-
кас и его команда показали, что даже
при помощи „Dolby Stereo“ со всеми
ее недостатками можно сформиро-
вать многоканальный звук, отвечаю-
щий происходящему на экране. Ог-
ромный успех трилогии Лукаса „Зве-
здные
войны“
навел
разработчи-
ков звукового кинооборудования на
мысль о возвращении к дискретной
многоканальной системе. В 1984 го-
ду, через два года после выхода на эк-
раны последней части трилогии, та-
кая система была создана. Она назы-
валась „HPS-4000“, была цифровой и
предполагала пять заэкранных кана-
лов плюс заэкранный же сабвуфер.
Автором системы был Джон Ф. Ал-
лен, ранее занимавшийся серьезны-
ми исследованиями по психоакусти-
ке и воздействию на слушателя той
или иной формы реализации много-
канальной системы. Интересно, что
ранее
подобные
исследования
на
фундаментальном уровне проводи-
лись в СССР, где кино считалось
„важнейшим из искусств“, однако в
наших кинотеатрах многоканальным
звуком не баловали. В начале семи-
десятых вышла книга „Большие эк-
раны и стереофония" Михаила Вы-
соцкого, мнение которого Аллен очень
ценил.
Высоцкий вывел зависимость меж-
ду увеличением числа заэкранных
каналов и улучшением восприятия
картины зрителями (рис. 2). Аллен
вывел несколько иные пропорции
(рис. 3), но в главном результаты обе-
их работ совпадали — пять заэкран-
ных каналов плюс сабвуфер было оп-
тимальным решением. Таким обра-
зом, инженеры „Sony“, разрабатывая
систему SDDS, полагались не на эм-
пирические обобщения, а на серьез-
ные многолетние исследования уче-
ных из разных стран с враждебными
порой идеологиями. Иные доводы ле-
жали в основе двух дискретных мно-
гоканальных систем, появившихся в
начале 1990-х — DTS и „Dolby Stereo
Digital“ (далее „Dolby Digital"). Раз-
работчики первой системы сделали
ставку на меньший по сравнению с
другими
системами
коэффициент
сжатия и сокращения цифровых дан-
ных, сделав запас по качеству звука
сравнительно с принятым в многока-
нальном кино. Вторая система вышла
# 100
і
5 80
1 60
0
40
1 20
s
'
/
/
т
1
23456789
10
Число экранных каналов
Рис. 3. Качество стереовосприятия
в зависимости от числа заэкранных каналов
(по Дж. Ф . Аллену)
родом из матричной системы „Dolby
Stereo“ и алгоритмов сжатия цифро-
вых данных, купленных „Dolby Labs.“
у американского правительства на
очень выгодных условиях. Как гово-
рил один злодей из фильма „Комман-
до“: „Все в этой машине плохо. От-
делка салона —
пластмасса.
.. Кресла
обиты дерьмом, синтетик.
.. Руль хо-
дуном ходит. Но вот что мне нравит-
ся — цена!.
.“.
Последний довод наиболее точно
отражает причину небывалого успеха
„Dolby Digital“. В конце концов имен-
но поэтому „Dolby Digital“ стала ос-
новным форматом для домашнего ки-
но, телевидения н мультимедиа, усту-
пив в большом кино дорогу более
„продвинутым“ форматам. В „Ком-
мандо“ объектом спора выступала
„дудловская кадилляка“. конкурента-
ми которой являлись японские маши-
ны представительского класса. Да-
вайте рассмотрим японскую систему
SDDS, заострив внимание на том, на-
сколько качество расходится с ценой
и расходится ли вообще.
Итак, в основе системы в качестве
носителя лежит 35-миллиметровая
стандартная фильмокопия, по краям
которой и располагаются магнитные
дорожки, несущие сигнал SDDS.
В отличие от „Dolby Digital“, пред-
полагающей нанесение магнитного
слоя между перфорационными от-
верстиями фильмокопии, дорожки
SDDS нанесены непрерывно, так что
любая „тараканщнна“, имеющая ино-
гда место при прогоне пленки с „Dol-
by Digital“, исключена. В качестве
устройства считывания
выступает
комплекс „DFP-R2000“, который мо-
жет работать в паре с практически
любым проектором, хоть с „Украи-
ной“. Все же последний вариант не
рекомендуется, ибо после нескольких
прогонов от фильмокопии останутся
рожки да ножки.
С проектора цифровой поток дан-
ных
подается
на декодер
„DFP-
D2000“, включающий в себя все что
нужно для декодирования и, конечно
же, ЦАІ1 для каждого канала. Деко-
дер способен работать в двухпроек-
торной системе, где, разумеется, ис-
пользуются два устройства считыва-
ния „DFP-R2000“. Стоит такое удо-
вольствие, включающее в себя ог-
ромный набор принадлежностей для
ухода за комплексом, пульт дистан-
ционного управления, способный уп-
равлять этим богатством, словно те-
левизором, плюс программное обес-
печение („Windows“ версий 3.1, 95,
„Windows NT“ версий 3.51 и 4.0) для
настройки системы под акустику ва-
шего кинозала, всего-навсего около
DM55000. За вами лишь два проек-
тора. Если у вас их нет, то вариант с
проекторами „Sony“ обойдется вам в
USD139845.
Где взять фильмы и что эго за
фильмы? Самое время поговорить об
этом.
Система
„Sony
Dynamic
Digital
Sound“ была разработана инженера-
ми компании „Sony Cinema Products
Corporation“ (SCPC), базирующейся
в Калвер-Сити, Калифорния, США.
Система была готова к концу 1992 го-
да, и первым фильмом, записанным в
соответствии с ее 7.1-канальной спе-
цификацией,
стала
картина
„Last
Action Него“ („Последний киноге-
рой“), вышедшая на экраны в августе
АуяиоМагазин 1/1999
предыдущая страница 107 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн следующая страница 109 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст