домашний кинотеатр ios
графу еще на заре его существования
и к чему это привело сегодня. Итак, в
1933 году, когда звуковому кино было
всего лишь несколько лет. инженеры
„Bell Laboratories" вместе с Нацио-
нальной Академией Музыки САСШ
(так тогда называлась нынешняя Аме-
рика) провели интересный экспери-
мент. Они организовали демонстра-
цию
звучания
Филадельфийского
симфонического оркестра, игравшего
в стенах филадельфийской же Музы-
кальной академии, для слушателей,
находившихся в Зале Конституции в
Вашингтоне, то есть на расстоянии
141,6
мили*
1
от Филадельфии. При
этой демонстрации использовалась
трехканалышя система из трех микро-
фонов и, соответственно, трех громко-
говорителей. Этого, однако, оказалось
достаточно для создания иллюзии
полноценного звучания инструментов
в совершенно конкретном зале, при-
чем слушатели точно определяли, где
находятся эти инструменты. Из числа
непосвященных лишь несколько чело-
век смогли понять, что „играет“ систе-
ма громкоговорителей, а не живой ор-
кестр. Необычно?
Но согласитесь, что даже самые
искушенные аудиоэксперты могут
поймать себя на том, что не раз при-
нимали голос из телевизора в сосед-
ней комнате за реального человека,
забравшегося к ним в квартиру. Чело-
веческий слух, увы, не столь совер-
шенен, как того хочется аудиомона-
хам. Так как все динамики на демон-
страции были выстроены в ряд по
фронту, эту систему можно считать
прообразом нынешних кинотеатраль-
ных систем, основанных на несколь-
ких заэкранных громкоговорителях.
Однако до середины пятидесятых не
было возможности воплотить эти
идеи в виде настоящей системы мно-
гоканального звучания. Еще бы —
магнитная запись делала лишь пер-
вые шаги, а оптическая дорожка на
кинопленке позволяла получить лишь
монозапись низкого качества. Как бы
там ни было, к середине 1950-х появи-
лись относительно качественные маг-
нитные ленты, и в те же времена, ког-
да фирма „RCA" затеяла программу
„Living Stereo", а Никита Хрущев изо-
бличил культ личности на XX съезде,
в Голливуде зародились две системы
многоканальной записи фонограммы
кинофильма, использовавшие в каче-
стве носителя магнитную дорожку,
нанесенную методом полива на саму
фильмокопию.
1
I миля раьна 1609 м.
Первая из этих систем была создана
специалистами компании „Todd АО“,
она увидела свет несколько раньше
знаменитой речи Хрущева — 10 октя-
бря 1955 года. Интересно, что уже в
этой системе применялись пять за-
экранных каналов, что значительно
улучшало достоверность передачи ди-
алоговых мизансцен, усиливая у зри-
теля чувство причастности к происхо-
дящему на экране2. Система была рас-
считана на использование в качестве
носителя 70-миллиметровой фильмо-
копии, иными словами, предназнача-
лась для установки в наиболее круп-
ных широкоформатных кинотеатрах,
для размера экрана которых даже
трех заэкранных громкоговорителей
могло быть недостаточно.
Так как широкоформатных кино-
театров и 70-миллиметровых проекто-
ров было не так уж много, логично,
что вскоре появилась вторая систе-
ма, рассчитанная на использование
35-миллиметровой фильмокопии, при-
вычной для большинства средних и
малых кинозалов. Эта система, назван-
ная „Cinemascope“, предполагала три
заэкранных канала и четвертый канал
эффектов.
Специалисты
отмечали
ущерб-
ность в передаче диалогов второй
системой, но более широкий рынок
35-миллиметрового проката обещал
2 Был еще и шестой канал эффектов, его громкого-
ворители размещались но периметру зрительного
зала
на задней и боковых стенах. -
Р ед.
ей лучшие виды на будущее. Боссы
кинобизнеса предпочли тогда, одна-
ко, не связываться со столь сложным
и дорогим видом кинопроизводства,
подразумевавшим нелегкие процеду-
ры записи звука, его дальнейшего
монтажа и сведения в студии, а также
конфликты с прокатчиками, не спе-
шившими закупать дорогую многока-
нальную аппаратуру. В результате
идея многоканальное™ в кино на-
долго „засохла“3 *
.
Второй скачок развитию многока-
нального кинозвука был дан фирмой
„Dolby“. Для 35-миллиметровых ко-
пий матричная система „Dolby Ste-
reo 35“' предполагала монофониче-
ский тыловой канал5 при трех за-
экранных, что позволяло создателям
фильмов творить всевозможные фо-
кусы, выдавая их за „оригинальность
художественного мышления“, кроме
л
Это не вполне справедливо. Кино — единственная
сфера звукопередачи. в которой многоканальное
звучание благополучно существовало. В кино были
опробованы 2-, 3-, 4-. 6- и 9-канальные системы, а
широкоформатный кинематограф в развитых стра-
нах неизменно предоставлял зрителям 6-канальный
звук,—
Р е д .
1
Была еще создана 6-канальная „Dolby Stereo 70“
для 70-миллиметровых копий. Основным отличием
систем „Dolby“ от „Todd АО" и „Cinemascope“ можно
назвать лучшие технические характеристики, полу-
ченные за счет применения компандерного шумоно-
лавителя „Dolby“.
Р е д .
5 Еще раз напомним, что во всех упомянутых систе-
мах тыловой канал был монофоническим, и его
громкоговорители располагались на задней и боко-
вых стенах зрительного зала. Это делалось для того,
чтобы спецэффекты ощущались на всех зритель-
ских местах. -
Р ед .
TODD-AO + CINERAMA
левый
левый
центр
центр
правый
центр
правый
CINEMASCOPE
левый
центр
правый
STEREO
левый
центр
правый
сабвуфер
SDDS 8 CHANNEL DIGITAL
левый
левый
центр
центр
правый
центр
правый
сабвуфер
Рис. 1. Конфигурация заэкранных каналов в различных кинотеатральных системах
АупиоМагазин 1/1999
предыдущая страница 106 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн следующая страница 108 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст