аудиоклуб loi
Безупречный
O u i
Свойства человеческого слуха легли в основу
нового электроакустического преобразова-
теля немецкой фирмы "Manger"
раз музыки
В этом интервью
Йозеф Мангер (Josef W.
Manger) сам рассказы-
вает о своих акустиче-
ских системах.
На рынке hi-fi- и high-end-аішара-
туры полным-полно акустических си-
стем приличного качества. Зачем по-
надобилось выпускать новые АС,
принцип действия которых значи-
тельно отличается от традиционного?
У каждого из нас есть образец воспро-
изведения звука. Он в нашем слуховом
восприятии. Многие не осознают
всех возможностей н степени точ-
ности собственного слуха, но, ку-
пив и послушав с полгода какие-
нибудь
акустические системы,
считающиеся лучшими по резуль-
татам журнальных тестов, неожи-
данно обнаруживают недостатки
этих АС.
Почему' это происходит? Со
Временем меняется
звучание
этих акустических систем?
Разумеется, нет, н многие слу-
шатели не в состоянии объяснить,
что именно их не устраивает.
Только истинный любитель музы-
ки, который не только знает ка-
кую-нибудь, например, сонату по
записям, но слушал ее в концерт-
ном зате, может по-настоящему
услышать и почувствовать, что
звучание его чудесных АС не имеет ни-
чего общего с живым исполнением.
Тогда он обычно принимается переде-
лывать или настраивать свои АС, экспе-
риментирует со звукоизоляционными
материалами и так далее. После того как
все эти меры приняты, он снова садится
в кресло и, закрыв глаза, с неизбежной
точностью определяет, где расположе-
ны АС.
Может быть, ему следует сходить на
прием к врачу, проверить слух?
Задумываются ли когда-нибудь мело-
маны. для чего им вообще даны уши?
Разумеется, не для того, чтобы сидеть
расслабившись в концертном зале п на-
слаждаться музыкой. Прослушивание
музыки
достаточно легкая работа для
наших ушей, поскольку они изначально
рассчитаны п на гораздо более быстро-
течные звуковые события. Мы способ-
ны воспринимать звуки, длящиеся все-
го 0,22 миллисекунды, например треск
сухой ветки в лесу, п инстинктивно реа-
гировать на эти звуки.
Но это не имеет никакого отношения
к акустическим системам.
Именно гак и думают разработчики
АС. Практически все системы не только
воспроизводят музыку и ее частотные
составляющие, но также добавляют
множество кратковременных звуков
(длящихся от 0,1 до 20 миллисекунд) —
это обусловлено их физическими свой-
ствами и, следовательно, неизбежно.
Откуда берутся эти звуки?
Речь идет о шуме, который издает
диафрагма
(диффузор,
мембрана)
громкоговорителя в начальный момент
воспроизведения любого звука. Сама
диафрагма представляет собой инерт-
ную массу, которую электрический мо-
тор толкает в некотором направлении.
Для
излучения
звука эта масса должна
быть уравновешена упругим элемен-
том, пружиной. Пружина работает во
время движения диафрагмы до тех пор,
пока та не перестанет двигаться. Затем
диафрагма начинает двигаться в проти-
воположном направлении и под дейст-
вием упругой силы пружины проходит
дальше своего первоначального ней-
трального положения. Это явление на-
зывается переходным процессом, оно
неизбежно — громкоговоритель “гото-
вится" к воспроизведению сигнала оп-
ределенной частоты.
Можем ли мы как-то услышать этот
процесс?
Только на подсознательном уровне.
Инстинктивно наши уши воспринима-
ют только очень короткие звуки. Дело
в том, что изначально все слышимые
звуки должны были предупреждать че-
ловека об опасности. Наши уши пред-
назначались для того, чтобы опреде-
лить, откуда исходит угроза, и оценить
ее характер. У мозга даже есть специ-
альный прием, позволяющий удосто-
вериться в этом. Человеку требуется
знать направление первоначального
звука. На пути к мозгу нервные
клетки усиливают звуковой им-
пульс примерно в тридцать раз.
Поэтому в тот период времени, ко-
торый требуется для получения
справочного сигнала, поступаю-
щего от другого уха, уровень звуко-
вого импульса значительно ниже
нормального и
источник звука
может быть локализован. Спустя
несколько
миллисекунд
сигнал
достигает нормального уровня и
начинается нормальное, сознатель-
ное восприятие звука.
Вы хотите сказать, что громко-
говоригель, по сути дела, работает
как передатчик?
Точнее, как три передатчика,
поскольку любая приличная трех-
полосная АС будет выдавать вам
последовательность отдельных пе-
реходных звуков 134-, СЧ- и НЧ-го-
ловок.
Иначе говоря?.
.
Даже при прослушивании самых за-
мечательных компакт-дисков вы не в
состоянии помешать ушам постоянно
определять местоположение АС. В кон-
це концов, наш слуховой аппарат устро-
ен таким образом, что измеряет раз-
ность звуковых интервалов между уша-
ми,
н вы все-таки получаете образ
громкоговорителя. Инстинктивно вы
увеличиваете громкость, чтобы создать
музыкальный образ благодаря интен-
сивности. Но даже в этом случае у вас
никогда не возникнет иллюзии, что вы
действительно присутствуете на живом
концерте. Вы всегда сможете отличить
звукозапись.
АуяиоМагазин 1/1999
предыдущая страница 102 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн следующая страница 104 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст