98
музыка
ля часто сопровождается музыкальной
раскачкой.
Незаконнорожденное дитя многих ро-
дителей, клип может позволить себе то,
чем предки балуются только по боль-
шим праздникам. К примеру, мгновен-
ное собирание разрушенной стены из
обломков, нет-нет да и мелькающее в
клипах („The Game“ „Queen"), после
Гриффита считается моветоном, а пря-
мой взгляд в камеру, пришедший из пер-
вых „наивных“ лент, когда кино еще не
разделялось на документальное и игро-
вое,— взгляд, обращенный к зрителям,
более полувека не был востребован ки-
нематофафической системой образов, н
лишь в 1952-м Роберто Росселини в сво-
ем шедевре „Европа 51“ снял Инфид
Бергман, вперившую взор в объектив. В
клипах же сплошь и рядом артист, глядя
вам „прямо в глаза“, взывает к (теле)-
аудитории, призывая разделить его чув-
ства и принять позывные первой сиг-
нальной системы. Таким образом, еще
одно качество, характеризующее клип,—
это его адресность. Интерактивность, ес-
ли хотите.
В „Хороших парнях“ Скорсезе есть
удивительный момент, когда герой де Ми-
ро звонит из телефонного автомата и
узнает, что его друга застрелили. Лицо
его, полуобращенное к зрителям, засты-
вает в неизбывном горе, камера медлен-
но отьезжает, охватывая все большее но-
ле вокруг будки, а об ычаи в с такой же
скоростью наезжает на персонаж де Ни-
ро. Таким образом фигура самого актера
сохраняет прежний масштаб, но окружа-
ющий сто пейзаж непрестанно изменя-
ется, „оголяя“ героя и подчеркивая его
экзистенциальное одиночество. Подоб-
ный прием, но с гораздо большей скоро-
стью, зачастую используется в клипах
для того, чтобы выразить „измененное
состояние“ артиста, а с вращением каме-
ры вокруг своей оси рождает и опреде-
• ленный космический эффект.
Точек соприкосновения кино и кли-
па не счесть. Лишь несколько приме-
ров: Джармен - культовый гей-режис-
сер снимал клипы
для „The Smiths“—
знаменосцев
изя-
щества
современ-
ной „голубой“ эстетики; „Radio Ga-Ga“
„Queen“ более чем на 50% сделан из
псевдопророческого антиутопическо-
го „Метрополиса“ Фрица Ланга аж
1923
года;
известнейший
„Tonight,
Tonight“ „Smashing Pumpkins“ снят с
Мельесова „Путешествия на Луну“, с
почтительной ссылкой на последних
кадрах. Джулией Темпл — автор, прав-
да,
рок-фильма
„Grand
Rock’n’roll
Swindle“ про злоключения „Sex Pi-
stols“, впоследствии режиссировал мно-
гие клипы Дэвида Боуи и даже снял
короткометражн ы й художествен
11
ы й
фильм „Jazzing About Blue Jean“, где
Боуи играет две роли, а центральным
эпизодом является опять-таки клип на
песню
„Blue Jean“,
который
можно смотреть как в контексте
фильма, так и вне его
совер-
шенно отдельно. Но это исклю-
чение
- уже сформировался
так
называемый
„формат
MTV“, и большинство клипов
по длине не сильно превосхо-
дят длительность песни, а от-
ношение ширины кадра к его
высоте (что, собственно, и на-
зывается форматом) состав-
ляет 1,33 — то есть как на
наших телевизорах. В отдель-
ных редких случаях исполь-
зуется киноформат 1,66, но
тогда эти крайне дорогие клипы уже
претендуют на непреходящую художе-
ственную ценность, как правило, не оку-
паются продажей одного лишь сингла с
рекламируемой песней, а, скорее, рабо-
тают на имидж исполнителя в целом.
Каким-то группам больше повезло с
клипами, каким-то меньше. Сейчас уже
можно сказать, что в целом песни „The
Rolling Stones“ не нашли адекватного
прочтения в видеоверсии („Love Is
Strong“ и „Like A Rolling Stone“— суть
исключения, подтверждающие прави-
ло), а клипы „Aerosmith“, как правило,
наоборот, лучше их песен. Однако в тех
случаях, когда клип конгениален музы-
кальному материалу и одно уже сложно
АупиоМагазин 1/1999
предыдущая страница 99 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн следующая страница 101 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст