риглашаем дилеров к сотрудничеству
REMOTE CONTROL SYSTEMS
Система
интегрированного
управления
Элитарные домашние кинотеатры
Мультирумные системы
IRIAD
Акустические
системы,
встраиваемые в
потолок и стены,
класса Hi-Fi и High End
BOHLENDER GRÆBENER
CORPOR
AT
ION
Планарная акустика
Системы защиты
питания Hi-Fi-
компонентов и
многоканальные
усилители
Провода и кабели
для аппаратуры
Мультимедийные
видеопроекторы и
проекторы для
домашнего театра
и проведения
видеоконференций
süeco
А
A udioaccess
FARO U D J А
Мультирумные
системы
member
I Custom
Electronic
Des*gn &
instal ation
• Association
LD,DVD
Дублеры и
квадруплеры
CEDIA
тел. (095) 234-4073, 234-4074
тел./факс: (095) 234-4072
e-mail: aptech@elnet.msk.ru
Однополярное питание — анахро-
низм, возникший из-за проблем с эле-
ментной базой. Настоящих минусов у
него два: большая чувствительность к
ошибкам компоновки и монтажа из-за
наличия наводок и сичьное ухудшение
звука электролитическая конденсато-
ром в сигнальной цепи.
Кстати, в ряде случаев, не имеющих
отношения к hi-fi, схема с однополяр-
ным питанием оказывается необходи-
мой. Так происходит, например, если Вы
вынуждены применить трансформа-
тор и боитесь его подмагничивания по-
стоянной составляющей.
К. Никитин
Нагрянувший экономический кри-
зис многих, наверно, заставит отло-
жить на неопределенный срок заду-
манные покупки. Но, с другой стороны,
в этом есть и свои положительные сто-
роны. Например, а нужно ли это было
покупать? И вот так, будучи в депрес-
сивном состоянии, я задумался: так где
же теряется звук в колонках? (Правда,
это было еще до статьи А. Лихницкого
в одном из последних номеров журна-
ла „АМ“, где он выдвинул гипотезу, что
именно колонки во всем и виноваты.)
Не буду подробно описывать опыты с
динамиками, фильтрами и корпусами,
расскажу лишь о том, что я услышат.
Невольно напрашивается мысль, что
все акустические системы, которые вы-
пускаются в мире промышленностью,
делаются неправильно! (Не исключе-
но, что непромышленные существуют
и правильные.)
1. Акустическое оформление. Ну
здесь подробно не буду останавливать-
ся, скажу лишь, что корпус должен
быть узкой обтекаемой формы и без
фазоинвертора (который если что и де-
лает, так это портит бас).
2. Разделительные фильтры. Пока
фильтры первого порядка, все на ме-
сте, все хорошо. Если что и портит
звук, так это катушка индуктивности,
которая ограничивает высокие часто-
ты, либо конденсатор, который огра-
ничивает „низы“. Выход из этого по-
ложения есть. Например, если усили-
тель ламповый с конденсатором меж-
ду каскадами, он может выполнять
роль фильтра. При этом для трехпо-
лосной АС получается три усилителя.
Зато исключаются фильтры из АС, за-
одно уменьшаются разного рода ин-
термодуляции в усилителях, улучша-
ется контролируемость переходных
процессов в динамиках и т. д. Если
фильтры второго порядка (для огра-
ничения ВЧ к катушке индуктивности
параллельно динамику добавляется
конденсатор), то дела обстоят неваж-
но. То, что остается после этого в дан-
ном динамике, подвергается заметной
деградации. Звук становится зализан-
ным, одни ноты начинают выпирать,
другие исчезать. Очевидно, это связа-
но с определенными фазовыми изме-
нениями в спектре, который остается
после фильтрации. С фильтрами тре-
тьего порядка опять все меняется, на-
до думать, не в лучшую сторону. В
конце концов, исследуя фильтры ше-
стого порядка, предложенные в жур-
нале „Радио“ за 90-й год, я обнаружил,
что от удара палочкой по тарелке с
дальнейшим рассыпанием звона куда-
то в бесконечность остался лишь звук
„с-с-с-с".
3. Фазокогерентносгь в многопо-
лосных АС. Эта тема стара как мир.
Спорят два лагеря: нужна она или нет.
Одни просто не могут объяснить и
продемонстрировать
преимущества
этой системы, другие просто не могут
их услышать. Тем не менее, можно
проделалъ элементарный опыт, кото-
рый мгновенно убедит в преимущест-
вах этой системы.
Берется
любой
НЧ/СЧ-динамик
(или малогабаритная колонка). Сверху
над ним ставится ВЧ-дннамик, под-
ключенный через конденсатор емко-
стью 0,5-4 мкФ.
ВЧ-динамик размещается сантимет-
ров на 5-10 глубже. Слушатель, находя-
щийся на расстоянии вытянутой руки,
не меняя положения головы, медленно
двигает ВЧ-динамик вперед. Когда „пи-
щалка“ слишком далеко, в звуке ощуща-
ется нехватка высоких частот, общая
размытость и зажатость звука. По мере
приближения к определенной точке
(назовем ее „оптимальной точкой“)
звук будто проясняется, высокие часто-
ты становятся легкими, воздушными,
появляется четкость, артикуляция даже
в басе. По мере дальнейшего приближе-
ния до передней алое кости (как если бы
„пищалка" находилась на передней па-
нели ящичной АС) высокие частоты от-
рываются от остального звука стано-
вятся более громкими, едкими, менее
тонкими, опять теряется четкость всего
звука и т. д.
Еще более нагляден опыт для 3-по-
лосной АС с СЧ-динамиком. Если ди-
намик слишком далеко, то звук зажат,
нет ясности, бас аморфен, невнятен.
Если СЧ-динамик на передней плоско-
сти (где он обычно и стоит) —
звук яр-
кий, но опять нет четкости, нет артику-
ляции баса.
Ситуация осложняется тем, что если
даже и удалось настроить точно все три
полосы таким образом (при этом появ-
предыдущая страница 9 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн следующая страница 11 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст