п о ч т а
сыпался в конце апреля —
начале мая
1982 г.). Альбом записывался при по-
мощи аналоговой техники, а именно
24-дорожечного магнитофона „Studer“
со скоростью 76 см/с и соответствую-
щего микшерного пульта. В 1984 году
альбом был переиздан на компакт-
диске, естественно, с оцифровкой при
помощи техники тех лет, и если на
„виниле“эта пластинка звучит непло-
хо (даже несмотря на то, что за пуль-
том сидел мастер „коммерческих" фо-
нограмм Нил Дорфсман), то на CD зву-
чание ну очень грязноватое.
Послушаем
переиздание
с
SBM.
Итак, тихие звуки стали громкими.
Причем чересчур. Так, клавишник Алан
Кларк увлекался курением трескучих
самокруток прямо во время сессий, и
на оригинальном альбоме можно услы-
шать раскуривание им такой штуки
во время мелодраматического псевдо-
симфонического „отступления“ в ком-
позиции „Telegraph Road". На переизда-
нии SBM его папироска стреляет так,
что чуть не заглушает голос Нопфле-
ра. Судя по грязиоватости тихих зву-
ков, за основу этого переиздания взяли
старую
цифровую
копию. Как всегда,
эти англичане аналоговый „мастер“
куда-то дели. И что же — грязнова-
тость стала намного заметнее по
сравнению с предыдущим изданием на
обычном CD. Это пример плохого при-
менения SBM.
А вот пример хорошего — альбом „Он
Every Street“ (выпущен в 1991 г. „Pho-
nogram/Vertigo “
, запись сделана в ок-
тябре 1989 —
июле 1990 г.). Сессион-
ные записи делал Билл Шни — подлин-
ный мастер цифровой записи, поэтому
даже Дорфсман, осуществлявший све-
дение, не смог их сильно испортить.
„On Every Street“ некоторое время да-
же считалась среди профессионалов
эталоном хорошей цифровой записи.
Поскольку тихие звуки Шни записал
очень хорошо, то при увеличении их
громкости они не пугают слушателя
грязным звучанием. Переиздание с
SBM не слишком отличается от ори-
гинала, и на дешевой аппаратуре вро-
де CD-магнитол звучит лучше ориги-
нала, так как теперь укладывается в
доступный такой технике динамиче-
ский диапазон. Что касается техники
хорошей, то у ее слушателей, к сожа-
лению, появляются претензии к нару-
шению естественного баланса между
тихими и громкими звуками, вызван-
ному применением SBM.
Итак, какова же мораль сей басни?
А она такова. Для владельцев всяких
„мегабумбластеров“ SBM - благо, ибо
они наконец смогут услышать то, что
раньше их аппаратура услышать ни-
как не позволяла. Для владельцев же
хорошей дорогой техники 8ВМ и все
остальные способы динамической ком-
прессии, пусть даже более современ-
ные, „крутые“ и адекватные слуховым
особенностям некоего человека, при-
носят сплошные разочарования. Им
более подойдут простые записи с со-
хранением динамического диапазона в
естественном виде.
Р. Пашарин
Транспортирующий
механизм
в
„Е61“ произведен фирмой „Sanyo". В
этом проигрывателе применен одно-
разрядный ЦАП „Yamaha YDC 103“
.
Все эти данные приведены в наших
таблицах за 1997 год (см. „АМ“ № 6
(17) 97).
„Super Bit Mapping Direct" отлича-
ется от „обычного“
„Super Bit Map-
ping" тем, что в нем используется од-
нокаскадный цифровой фильтр. Кста-
ти, мне приходилось слышать очень
удачные переводы на компакт-диск
аналоговых записей 1950-х годов, сде-
ланные этим методом („Sony Master-
works Heritage“).
С. Таранов
Вначале хочу традиционно поблаго-
дарить создателей журнала „АМ“ и
всех его авторов. Мне интересны все
материалы, печатающиеся в „АМ“, хо-
тя н в разной степени. Но мое письмо
все же больше обращено к читателям,
оно, наверное, больше похоже на не-
большую статью. Надеюсь, [впрочем,]
что редакция журнала опубликует его
в разделе писем.
Теперь к сути дела. В „АМ“ и других
аудиожурналах регулярно отмечается
возникновение у любителей хорошего
звука трудностей при построении зву-
ковоспроизводящей
системы.
Это
действительно так. На получение хо-
рошего звука тратится уйма времени и
средств, производятся замены одного
компонента на другой, замены кабе-
лей, приобретаются различные аксес-
суары и т. д. А результат.
.. Очень мно-
гие так и не смогли получить хороший
звук. Некоторые с этим смирились,
другие продолжают свои злоключе-
ния с заменой компонентов. Мое
письмо адресовано в первую очередь
именно к этим людям, моим коллегам
по увлечению. А рассказать я хочу
следующее.
Очень многие системы могут зву-
чать достаточно детально и одновре-
менно достаточно музыкально. Мо-
гут, но не звучат. Не звучат они как в
музыкальных салонах, где покупают-
ся, так и дома, куда потом привозятся.
Вернее сказать, детальнбсть-то при-
сутствует, но музыкальности что-то
мало. Очень коротко о музыкально-
сти в моем понимании: это когда все
инструменты
и
музыкальный
ан-
самбль в целом начинают „играть",
когда за инструментами чувствуются
музыканты. В общем, все как у А. Л их-
ницкого.
11у так вот. Кроме выбора компонен-
тов системы необходимо выполнить
еще одну очень важную операцию, ко-
торую никто обычно не выполняет.
Необходимо найти место расположе-
ния колонок. Об этом часто пишут. В
том числе и в „АМ“ эта тема упомина-
лась в некоторых статьях. Но вот что-
бы кто-то эти рекомендации полно-
стью выполнил, лично я не знаю. Вер-
нее сказать так: колонки туда-сюда
двигаются, а результата (то есть музы-
кальности) так и нет.
Это не укор владельцам систем. Им
практически невозможно найти место
для колонок потому, что нигде не упо-
минается. с какой точностью надо найти
это место. Не рассказано нигде (по
крайней мере [пи водном из]аудиожур-
налов последних лет) о степени влия-
ния расположения колонок на звук.
Г1о моему опыту, для каждой систе-
мы существует такое место расположе-
ния колонок, где начинает звучать все.
И классика, и джаз, и рок. Когда ко-
лонки стоят на своем месте, музыкаль-
ная разрешающая способность систе-
мы делается чрезвычайно высокой.
Главная причина того, что это место,
как правило, не находится,- в том, что
переход очень резкий. Если колонки
стоят в оптимальной точке, то уверен-
но ощущается влияние на звук переме-
щения колонок относительно этой
точки на доли миллиметра. Причем
влияет как перемещение колонок впе-
ред-назад, так и поворот их вокруг вер-
тикальной оси. Перемещение колонок
вправо-влево похожего эффекта не
вызывает. То есть колонки необходимо
установить с точностью до 0,1-0,2 мм.
Если же колонки удалены от опти-
мальной точки хотя бы на несколько
миллиметров либо угол поворота от-
личается на несколько градусов, эф-
фект влияния микроскопических пе-
ремещений колонок на звук пропадает.
Пропадает и сам звук, как ни крути ко-
лонки. Вернее сказать, от звука остает-
ся одна детальность (либо одна дина-
мика, либо еще что-то одно), а музы-
кальность исчезает. Когда же колонки
на своем месте, то малейшее измене-
ние их положения влияет именно на
музыкальность, на выразительность,
А у я и о М а г а з и н 6 /1 9 9 8
предыдущая страница 8 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн следующая страница 10 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст