с п р а в о ч н и к
71
бережного обращения с котельников-
ским наследием. Само по себе повыше-
ние частоты дискретизации, свидетель-
ствующее, что технология не стоит на
месте, можно лишь приветствовать. По
заявления о восстановлении сигнала в
широкой полосе наводят на мысль о
том, что проигрыватель ОУГ) восстано-
вит этот сигнал в полосе 96 кГц с тем
же успехом, что и проигрыватель СП в
полосе 22,05 кГц. Если это так —
спаси-
бо, не надо.
Луша.
А что надо?
К. К.
Для начала я обратил бы вни-
мание на то, что, обладая дискретиза-
тором 192 кГц или выше, можно уже
не заботиться о серьезной фильтрации
составляющих выше 20 кГц. как это
делается в СБ. Смешно, конечно, де-
кларировать возможность восстанов-
ления 96 кГц (поверьте, в лучшем сим-
фоническом оркестре в этой спект-
ральной зоне составляющих просто
нет, особенно с учетом АЧХ микрофо-
нов). Но вот произвести „обрезание“
выше 20 кГц мягонько. скажем. 12 дБ
на октаву, было бы очень и очень здо-
рово.
И проигрыватель пусть воспроизве-
дет в полосе 20 кГц все как есть, а
дальше —
пусть валит, как хороший
магнитофон. Но вот ничего лишнего,
выше 20 кГц, пусть не создает. А ведь
добиться такого, обладая высокой ча-
стотой дискретизации. несложно. Счи-
тать процессору придется чуть-чуть,
оперируя лишь обрывками функций
Найквиста ЭКО (рис. 1).
Рис. 1
Луша.
То есть еще немного, и точ-
ки-отсчеты можно будет просто со-
единить?
К. К.
Для большинства современных
проигрывателей компакт-дисков это
„немного“ лежит где-то в пределах вось-
микратной частоты 44.1 х 8 * 350 кГц.
что от 192 не так уж далеко.
Конечно, такая „усеченная“ проце-
дура наплодит выше 96 кГц сплошную
неправду. Но нам-то что, если мы не
хотим щеголять рекламным тест-ди-
ском с синусом 96 кГц, пригодным
разве что для сожжения ВЧ-головок?
Мы же договорились выше 20 кГц все
обстричь с крутизной 12 дБ на окта-
ву! Слух с таким мягким фильтром
легко смирится, а от помехи с часто-
той 192 кГц. где мы „наследили“ обре-
занием Найквиста, наш фильтр оста-
вит менее 1%! Это уже не беда. Беда в
том, что коммерческая аппаратура но-
вых цифровых форматов может пой-
ти по другому пути.
Вот, собственно, и все, о чем хоте-
лось рассказать, прежде чем обратить-
ся к другому полюсу цифровой техни-
ки
DSD. В последнем случае изоб-
ретатели, пользуясь безудержно воз-
растающим уменьем считать, желают
убить зайцев дискретизации и кванто-
вания одновременно.
..
Луша.
А стволы узлом не завяжут-
ся, а?.
.
К. К.
Если речь идет о новинке,
предложенной .
.Sony" и „Philips“ под
названием DSD. я готов процитиро-
вать по памяти несколько типичных
публикаций. Итак, пишут нам, извест-
но. что информация о музыкальном
сигнале может быть закодирована
двумя способами: в виде миогобитово-
го кода, который мы имеем сейчас в
CD, и в виде однобитового кода, когда
А у д и о М а г а з и и 6 /1 9 9 8
предыдущая страница 72 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн следующая страница 74 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст