70
с п р а в о ч н и к
К
о н с т
а н т
и н Н
И
К
И
Т
И
Н
Возвращение к арифметике
В предыдущем номере мне довелось
выступить с публикацией „Арифме-
тика 24/96“ (см. „АМ“ № 5 (22) 98,
с. 61). Коммерческая машина „DVD-
audio“ раскручивается так быстро, что
обсуждать приходится не устоявшиеся
решения, а проекты, проекты.
.. Вот и
сейчас мы рассматривали цифровую
запись 24 бита/96 кГц, а в специфика-
циях на формат „DVD-audio“ кроме
нее предусмотрена 24 бита/192 кГц. К
тому же взамен записей с импульсно-
кодовой модуляцией „Sony" и „Philips"
активно пропагандируют записи DSD
(Direct Stream Digital), спецификации
которых пока в формат „DVD-audio"
не попали. Что не мешает, а наверное,
и побуждает „Sony" и „Philips“ рабо-
тать над альтернативным форматом
двухслойного „Super Audio CD".
Ряд обстоятельств заставляет меня
предварить разговор о DSD еше од-
ним возвращением к основам цифро-
вой звукотехники, дабы все точки над
i
в нашей беседе с продвинутым чита-
телем были расставлены.
Еще со времен нашей первой с М. А.
публикации („Блеск и нищета ком-
пакт-диска", „АМ“ № 5 (10) 96, с. 52)
этот самый продвинутый, должно
быть, понял, что коль скоро дискрети-
зация и квантование вместе создают
неизмеримо больше трудностей для
анализа, чем по одиночке, то и анали-
зировать системы с цифровой запи-
сью надо пытаться так, чтобы была
возможность хотя бы условно разде-
лить эти процедуры.
Порой, кстати, это несложно: пред-
ставь, что частота сигнала мала, отвле-
кись от дискретизации, и —
пиши про
всевозможные a -процессоры. А хо-
чешь изучать дискретизацию —
на
время забудь о наличии малых сигна-
лов. В 90% случаев такой подход оп-
равдан. Поэтому, пользуясь поводом
(96 кГц или все же 192?), остановимся
только на дискретизации.
Предварительно же, справедливо-
сти ради, признаемся в том, чего ни-
когда и не утаивали. Государство на-
ше, богатое и обильное, давно уже не
занимается разработкой бытовой ци-
фровой аудиотехники. Сдается мне,
что оно этим никогда и не занималось,
вовремя смекнув,.
.
Луша.
...отчего и почему не нужно
этого ему,
когда простой продукт имеет.
К. К.
Это вовсе не означает, что у
нас нет специалистов-цифровнков.
Есть, и еще какие! Но информация о
том, что же действительно происходит
на ниве бытовой аппаратуры, в таких
условиях может добываться нами тре-
мя путями.
Путь первый. Промышленный шпи-
онаж. Приглашаем мы, скажем, с дру-
гом Филимоновым на рюмку-другую
чаю какую-нибудь Ишивату и. поль-
зуясь природной добротою последне-
го, выпытываем у него за пару музей-
ных „Вег ПКД-120“ все новейшие сек-
реты. Способ лично мне симпатич-
ный, но для „АМ“ финансово не оп-
равдываемый вплоть до полного про-
вала.
..
Луша.
А на что не хватит? На чай,
на рюмки или на „ПКД“?
К. К.
Путь второй. Прочитать всё.
что есть интересного в печати. У них,
разумеется. Хотя бы в том же „Интер-
нете“. Так, кстати, делают многие, вы-
давая при этом их чушь и дезинфор-
мацию за свои личные откровения.
Ведь производитель тамошний на то и
играл в рыночную экономику не с де-
вяносто первого года, а с семнадцатого
века, чтобы ничего особо ценного и
полезного в „Интернеты“ не запу-
скать.
Так что приходится мне, да и колле-
гам моим, хотя и не всем, выбирать
путь третий, в меру тернистый и от не-
достатков отнюдь не свободный. Но
все же.
Оснований пойти по этому пути до-
статочно. Ведь наука, заключенная в
цифровой звукотехнике, хоть и кажет-
ся кому-то пострашнее логарифмов,
от знаний, даваемых студентам в не-
плохом институте, ушла недалеко. По-
этому если вопрос о том, что
сделано
в
конкретном устройстве, и может пока-
заться для нас сложноватым, то на во-
прос „Что
же можно
сделать?“ в целом
классе устройств, исходя из современ-
ного состояния отрасли, лично мне
дать ответ легче. Тем более, что воз-
можность поставить эксперимент у
нас всегда остается.
Читатель со стажем, вероятно, одоб-
рит такой подход, заметив к тому же,
что большинство наших с М. А. науч-
но-популярных и технических пред-
сказаний сбываются.
Теперь, собственно, к СО и DVD.
Напомню еще раз, что мысль о ди-
скретизации и восстановлении под-
сказали наши знания п наши опыты.
Первое. Точное восстановление ди-
скретизированного сигнала возмож-
но при реализации процедуры Ко-
тельникова. Даже в формате 16/44,1
это требует колоссальных вычисли-
тельных ресурсов. Опыты, поставлен-
ные с проигрывателями СО. показы-
вают, что нигде не используется даже
сколько-нибудь приемлемое подобие
правильной процедуры: об этом в пер-
вую очередь говорит большая мощ-
ность внеполосных спектральных со-
ставляющих, которых при котелъни-
ковском подходе быть вроде как и не
должно. Но „уличить“ проигрыватели
СО напрямую трудно. Периодические
тест-сигналы в требуемой полосе они
восстанавливают достойно.
М. А„
правда, шутит, что при этом синусои-
дальный сигнал частотой 20 кГц по от-
счетам и вовсе восстанавливать не на-
до: для синуса достаточно передать
информацию о частоте, амплитуде и
максимум еще о фазе. Один раз на
весь тест.
..
Анатогнчная ситуация складывается
и с опытами с 0 \’0 24/96. Да, восста-
новление
периодических
сигнатов
происходит. Но внеполосных состав-
ляющих при прослушивании нестаци-
онарных сигнатов (шум. музыка) ока-
зывается еще больше, чем в случае с
СО. Так что приходится признать, что
и 0 \'0, с точки зрения В. А. Котельни-
кова, отнюдь не безгрешен. К тому же я
могу ответственно заявить, что выпол-
нить расчеты, необходимые для чест-
ного восстановления нестационарного
сигнала с точностью 24 бита в полосе
192/2 = 96 кГц, не под силу процессо-
рам сегодняшним, завтрашним и вооб-
ще любым, основанным на нынешней
идеологии процессоростроения.
Луша.
Вот где, как говорится, соба-
ка порылась.
..
К. К.
А как же быть? —
спросит оби-
женный читатель. Стоило ли мне вот
уже десять минут как читать эти досу-
жие бредни, чтобы в конце концов
упереться носом в тупик? Но это уже
Второе. Безудержная тенденция к
увеличению частоты дискретизации
(48, 96, 192.
.. ?.
..) говорит не о том, что
кому-то очень уж хочется послушать
скрипичное звучание выше 20 кГц,
а скорее о том, что кто-то задумал та-
ким образом замести следы не очень
А у я и о М а г а з и н 6 /1 9 9 8
предыдущая страница 71 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн следующая страница 73 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст