6 8
п о ч т а
Вениамин ЗУЕВ
Э т о т з а г а д о ч н ы й
г о с п о д и н
ХАИ ЭНД
Основные инженерно-технические особенности проектирования элитной аудиоаппаратуры
Ответ на письма Владимира Харьнов-
сного, Владислава Протасова
и многих других читателей
11ризрак Хай Эйда бродит не только
по цивилизованной Европе, но и сре-
ди нас. С помощью решительной и от-
важной госпожи Рекламы он проника-
ет в наше сознание, вдохновляя нас на
самодеятельное творчество и прово-
цируя на дорогие, иногда неоправдан-
ные покупки. Надеемся, что наш ответ
поможет вам, дорогие читатели, более
рационально использовать время и
деньги.
Многие авторы пытались нарисо-
вать словесный портрет господина
Хай Эн да, п некоторые из этих портре-
тов уже появлялись в нашем журнале
(см. „АМ“ №6(11) 96, с. 34, „АМ“ № 3
(20) 98, с. 41). Увы, его ясного, отчет-
ливого изображения достичь пока не
удалось. Опыт показывает, что для
процесса проектирования аппаратуры
класса high end характерно совершен-
ство технических идей ради эмоцио-
нально-психологического воздействия
на слушателя. Не секрет, что умелое
убедительное описание технических
достоинств аппаратуры и ее высокая
стоимость уже являются косвенным
стимулом к рождению музыкальной
вовлеченности. Только истые мелома-
ны, а их всего единицы, могут смотреть
на звуковой тракт как на „черный
ящик“. Мы с пристальным вниманием
относимся ко всем вопросам и прось-
бам наших читателей, но не все зависит
от нас. В редакции уже рассматривался
вопрос о целесообразности публика-
ции принципиальных
электрических схем
аудиоаппаратуры и
о возможности их
индивидуальной
рассылки,
но
случившийся
в стране фи-
нансовый кри-
зис может ко-
снуться и на-
шего журнала, по
крайней мере в свя-
зи со снижением по-
купательной способно-
сти потенциальных чита-
телей. Таким образом, сейчас мы
делать этого не можем, ведь потребу-
ются определенные затраты на запро-
сы в фирмы и в редакции зарубежных
журналов. Собственной библиотекой
схемной документации редакция пока
не располагает.
Схемные решения, применяемые в
аппаратуре класса high end, далеко не
всегда новы и часто не отличаются на-
учным изыском. Высокое качество
звучания обеспечивается в основном
качеством комплектующих, конструк-
тивным
исполнением
на
высоком
уровне и технологичным процессом
производства деталей. Погоня за высо-
кой музыкальной верностью воспро-
изведения подняла технологию изго-
товления конденсаторов, трансформа-
торов, проводников на небывалый
уровень качества п стоимости. Сто
долларов за один конденсатор или
одни переменный резистор —
не ред-
кость, о проводах мы уже не говорим.
Что касается схемной идеологии, то
в усилителях класса high end можно
отметить пять основных факторов-
особенностей:
1) малая глубина отрицательной
обратной связи (ООС), вплоть до
исключения
из схемы традицион-
ной общей ее петли, охватывающей
несколько каскадов усиления;
2) работа усилительных каскадов в
классе А;
3) в усилителях мощности нередко
применяется однотактный выходной
каскад;
4) усилительные каскады строятся
преимущественно на лампах, так как в
транзисторных схемах труднее обой-
тись без отрицательной обратной свя-
зи; иногда встречаются транзисторно-
ламповые, „гибридные“, варианты;
5)
двухтактные (иушпульные) уси-
лители проектируются, как правило,
но симметричной, балансной схеме.
Перечисленные факторы способст-
вуют получению более живого, бога-
того нюансами звучания, но одновре-
менно приводят и к нежелательным
результатам.
Первый фактор увеличивает выход-
ное сопротивление усилителя, а это
ограничивает выбор акустических си-
стем. Если в АС имеются сложные
фильтры, то из-за неравномерности
импеданса искажается результирую-
щая АЧХ, кроме того, усилитель с вы-
соким
выходным
сопротивлением
плохо демпфирует бас.
Второй, третий и четвертый факто-
ры затрудняют получение достаточ-
ной мощности, особенно в ламповых
усилителях, что тоже накладывает ог-
раничения на выбор АС. Рупорные
АС, отличающиеся высокой чувстви-
тельностью, обладают весьма специ-
фичным звучанием и могут не всем
понравиться. Специфика звука выз-
вана акустической трансформацией в
предрунорной камере, продольными
осевыми искажениями внутри рупора
н дифракцией на его краях.
Пятый фактор, наоборот, способст-
вует существенному улучшению зву-
чания, но для его полной реализации
желательно,
чтобы
весь звуковой
тракт был симметричным.
В конструкторской идеологии мож-
но выделить три ведущих принципа.
1. Тщательно отработанная тополо-
гия монтажной схемы, исключающая
вред н ое вза им оде йств ие
11
ро вод н ико в
и деталей.
2. Жесткость конструкции, приме-
нение демпфирующих материалов,
обес п еч и вающи х н еобход и м у ю за щи -
щениость системы как от внешней
звуковой волны, так и от внутренних
вибраций, вызванных проходящими в
схемах токами.
3. Применение особо высококачест-
венных деталей и электрокомпонен-
тов (конденсаторов, трансформато-
ров, проводников, припоя, электро-
изоляционных материалов и т. и.).
А у д и о М а г а з и и 6 / 1 9 9 8
предыдущая страница 69 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн следующая страница 71 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст