► ► ►
Дешево п сердито
Уважаемые аудиофилы, кто из нас,
однажды заболев „болезнью“ под на-
званием „звукомания“, не пытался
улучшить качество звучания своеіі
аудиосистемы? Я думаю, каждый ког-
да-то открывал для себя (подобно
женщинам из рекламы)
настоящие
кабели, а некоторое время спустя вы,
конечно же, присоединялись к мил-
лионам люден, которых объединяет
„их маленький секрет“- шины и ко-
нусы. И
так до бесконечности.
.. И, бе-
зусловно, эти меры требуют серьез-
ных материальных затрат. Веномним,
к примеру, мрамор, этот материал
весьма недешев, а у одного моего зна-
комого его дома, наверное, килограмм
500. не меньше. А насколько велика
отдача от наших усовершенствова-
ний. мы. в пылу погони за „птицей
цвета ультрамарин", которой, может,
и
не существует, задумываемся редко.
Не до этого, знаете ли.
А между тем, существует один очень
дешевый способ улучшить звук прак-
тически любого тракта, имеющего бо-
лее или менее приличное разрешение,
•если в нем носителем музыкальных
программ является компакт-диск. О
нем далее и пойдет речь.
Улучшим звучание системы, изме-
нив (заменив) не какую-либо ее часть,
а сам носитель. Кажется абсурдным,
не правда ли? Как можно изменить
компакт-диск
носитель оптический,
сделанный промышленным способом,
как говорится, раз и навсегда? В том-
то и дело. Раз компакт-диск — носи-
тель оптический, то попробуем изме-
нить некоторые его оптические свой-
ства. Рассмотрим СІ) в разрезе (см.
рис.
1
).
Рис. 1
Ни для кого не секрет, что отражаю-
щий слой компакт-диска находится
между рабочей поверхностью (3) и
„label side“ (разрисованной стороной)
(1). ближе к последней. Слой этот
Почта
очень тонкий и „дырявый“, как лом-
тик хорошего сыра. Благодаря „дыр-
кам" и происходит чередование нулей
и единиц при считывании. А сверху и
снизу этот слой покрыт прозрачным
пластиком, который в данном случае
является некоторым подобием свето-
вода. В процессе считывания лазер от-
ражается не стопроцентно, часть све-
товой энергии „разбегается" в разные
стороны по „световоду“, о котором я
говорил выше. Отражаясь от внешней
(
2
) и внутренней (
1
) боковых поверх-
ностен диска (которые представляют
собой некое подобие зеркала), лучи
начинают блуждать, словно броунов-
ские частицы. То есть хаотично и бес-
порядочно. Эти „
лучи-партиты
“ (
6
),
иодмешиваясь к основному лучу (7).
создают помеху (
8
), в то время как он
в „поте лица“ пытается считать для вас
очередную порцию драгоценных циф-
ровых данных.
А что если попробовать воспрепят-
ствовать этим „зеркалам“ (2, 4) делать
свою „грязную работу“. Я в данном
случае поступаю так. Окрашиваю бо-
ковые поверхности
компакт-диска,
как показано на рисунке
2
.
Рис. 2
Так как информация, необходимая
для того, чтобы проигрыватель безбо-
лезненно начал и закончил читать
диск, находится не у самых краев от-
ражающего слоя, то прокрашивать ре-
комендую не только боковые поверх-
ности компакт-диска. Желательно за-
хватывать края „label side" и рабочей
поверхности, чтобы создать более ши-
рокие
и
надежные
поглощающие
шторки.
Теперь о том, чем красить. Я крашу
обычным спиртовым маркером, кото-
рый называют еще „маркером по стек-
лу“, черного или зеленого цвета (так
как лазер работает в инфракрасном
спектре, а зеленый —
противополож-
ный для красного цвет, вспомним
цветной фотонегатив). В нашем горо-
де этот нехитрый канцелярский инст-
румент [одно время стоил| 4,5-5 руб-
лей. Высыхает маркер за 10 15 се-
кунд, и диском можно пользоваться,
как раньше. Советую поэксперимен-
тировать с цветом маркера, так как
степень светопоглощения будет раз-
ная. К тому же весь краситель абсо-
лютно безболезненно удаляется при
помощи спирта.
„Ну а насколько велик прирост в
качестве?“— спросите вы. Сколько
стоит покраска компакт-диска? Мар-
кера за 5 рублей хватит, наверное, ди-
сков на 100. Если качество воспроиз-
ведения улучшится даже не намного,
то, учитывая затраты, это будет все
равно неплохо. На самом же деле про-
исходит нечто большее.
Многим моим знакомым объективи-
стам для доказательства моей правоты
достаточно было включить шумы с те-
стового компакт-диска „АудиоМага-
зни Тест-CD 1“ до и после покраски.
Попробуйте.
Аппаратура в экспериментах исполь-
зовалась мной самая разная. Приведу
для примера три комплекта разных це-
новых категорий:
транспорт „Parasound“ с пассико-
вым приводом, внешний ЦАП „Audio
Alchemy“, моноблоки „Past Audio“, АС
,,JM Lab" (общая стоимость комплек-
та около $5000):
— проигрыватель и усилитель „Cam-
bridge Audio“ с АС „NAD 802“ (общая
стоимость комплекта около $
1100
):
проигрыватель „Technics SI--470"
с обычным усилителем „Прибой“ и
колонками „S-90“ (по ценам нашего
города вся эта техника стоит пример-
но $350-400).
И последнее. Лет пять или семь на-
зад мне попался один английский му-
зыкальный журнал, в котором рекла-
мировался „чудо-фломастер" за
8
фун-
тов, там кратко объяснялся этот эф-
фект. Именно эта публикация послу-
жила толчком к тому, чтобы я занялся
росписью компакт-дисков.
С. Татарцев, Саранск
► ► ►
Со всем возможным тщанием про-
читал „АМ" №
2 (19) 98, который,
должен признаться, сначала не узнал.
Но, убедившись, что почта доставила
именно то. что я заказывал, присту-
пил к штудированию статей. Хочется
верить, что, несмотря на смену глав-
ного редактора, журнал останется
„без меры актуальным“ (как однажды
АупиоМ агазии 6/1998
предыдущая страница 6 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн следующая страница 8 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст