6 6
м у з ы к а
спел „Being For The Benefit Of Mr. Kite".
В довершение всего Шоп Концерн дек-
ламирует „In Му Life“, не оставляя нам
никаких сомнений в том, что „The
Beatles“ —
это еще и литература.
К. Алексеев
КЛАССИКА
Hildegard von Bingen
Celestial Stairs
Ensemble für frühe Musik Augsburg
clmstiiphiirus CIIR 77205
53:20
В конце XX века дисками со старой, и
даже можно сказать древней, музыкой
уже никого не удивишь. Мало того что
многие фирмы звукозаписи имеют в
своих каталогах хотя бы одну или не-
сколько пластинок с музыкой, предше-
ствующей эпохе Ренессанса, в послед-
нее десятилетие появились фирмы, спе-
циализирующиеся на самой ранней ев-
ропейской музыке, Дошедшей до нас.
Немецкая фирма „Christophorus“—
одна
из них, причем довольно большую часть
старинного репертуара каталога этой
фирмы обеспечивает скромный по чис-
лу участников коллектив из г. Аугсбур-
га —
„Ensemble für frühe Musik Augs-
burg“. Его новый диск особый, да еще и
юбилейный: во-первых, он не аноним-
ный, а авторский (что достаточно редко
для музыки этой эпохи); во-вторых, в
этом году исполняется ни много ни ма-
ло 900 лет со дня рождения сочинителя
музыки, записанной на нем, аббатисы
Хильдсгардиз Бингена! Вот что значит
звукозапись: еще лет десять-пятнадцать
тому назад практически никому не бы-
ло известно имя этой аббатисы, а сего-
дня сразу несколько фирм почти что со-
ревнуются между собой в записи ее про-
изведений.
Ансамбль старинной музыки из Ауг-
сбурга состоит из четырех музыкантов,
каждый из которых одновременно во-
калист и исполнитель па одном из ста-
ринных инструментов. На исалтериуме
играет Ганс Гансер, па арфе
Райнер
Херпихбём и Сабина Лютценбергер, на
блок-флейте Сабина Лютценбергер и
на фиделе - Хайнц Швамм. На новом
диске звучат чисто вокальные, инстру-
ментальные пьесы, а также смешанные
композиции —
вокал поддерживается
звучанием двух-трех инструментов.
Естественно —
это только духовная му-
зыка (так называемые респонсории, ан-
тифоны и псалмы), а также Эпилог од-
ного из самых известных сочинений
композитора —
„Ordo virtutum“. Инст-
рументальные же композиции выгля-
дят как интерлюдии. Как п на других
известных мне дисках аббатисы Хиль-
дегард, звучащая здесь музыка прекрас-
на. Конечно, с академической точки
зрения проблема расшифровки и ис-
полнения музыки столь отдаленных от
нас веков всегда будет открытой. Одна-
ко для обычного слушателя, наверное,
важнее всего создаваемое музыкантами
звучание и то, насколько оно само по
себе
убедительно
(невозможно здесь
отказаться от этого, к сожалению, силь-
но затасканного слова). Лично мне нра-
вился очень тонко найденный —
ан-
гельски спокойный, небесно-чистый —
тон всего диска. Музыканты как бы на-
певают вполголоса молитвенно-сдер-
жанные тексты (между прочим, не
только библейские, по и принадлежа-
щие самой Хильдегард фон Бинген —
она была еще и поэтессой). Возвышен-
ным спокойствием веет и от ровного,
деликатного звучания музыкальных
инструментов. Не могу не отметить яв-
но положительной роли записи, техни-
чески прекрасно выполненной в мона-
стыре Св. Стефана в Аугсбурге.
Наверное, самым лестным для музы-
кантов-исполнителей является призна-
ние слушателя в желании познако-
миться и с другими их записями. После
прослушивания зл ого диска у меня по-
явилось именно такое желание.
Georg Friedrich Händel
M essiah
M. Suzuki, soprano; Y. Мега, alto; J. Elwes, te-
nor/narrator; D. Thomas, bass; Bach Collegium
Japan, M. Suzuki
BIS 891/892 2 CD
1:21: U
Уже пару десятилетий назад я обра-
тил внимание на то, что в европейских
коллективах, исполняющих так назы-
ваемую старинную (естественно, евро-
пейскую) музыку, все чаще и чаще сл а-
ли появляться японские музыканты.
Получившие специальное образова-
ние у лучших европейских
бельгий-
ских, голландских, немецких, англий-
ских и французских —
специалистов
но исполнению старинной музыки и
прошедшие практику в лучших евро-
пейских же коллективах, многочис-
ленные японские музыканты —
вока-
листы и инструменталисты - в конце
концов не могли не создать собствен-
ных ансамблей и не начать собствен-
ную работу по исполнению старинной
европейской музыки у себя на родине.
Самый известный сейчас из подобных
ансамблей „Bach Collegium Japan“ был
создан учеником Тона Колмана —
ор-
ганистом и дирижером Масааки Сузу-
ки в 1990 году. Он сразу начал актив-
нейшую деятельность по исполнению
и записи прежде всего немецкой музы-
ки XVII XVIII веков. Выпущенные
коллективом
на
шведской
фирме
„BIS“ уже несколько томов из наме-
ченной серии „Все кантаты И.-С. Ба-
ха“ произвели на Западе сенсацию. И
вот новая запись —
самого, наверное,
популярного из всех генделевских со-
чинений —
„Мессии".
Трудно сказать, какому из трех эле-
ментов текста партитуры принадлежит
главенствующая роль в этой оратории
Г.-Ф. Генделя —
солистам-иевцам, хору
или оркестру. Ясно одно, па кажтый из
них ложится очень большая ответствен-
ность. Квартет вокалистов в данной за-
писи симметрично представлен двумя
очень молодыми японскими певцами —
сопрано Мидорн Сузуки и контртено-
ром Иошиказу Мера, и двумя отнюдь
немолодыми англичанами
тенором
Джоном Элвесом и Дэвидом Томасом
(все-таки
эти
наиответствениейшие
партии дирижер поручил двум звездам
европейского происхождения). И хотя
известнейшие тенор и бас, имеющие ко-
лоссальный опыт исполнения старин-
ной музыки (да и самих этих партий в
„Мессии"), находятся в прекрасной
форме и демонстрируют отличный во-
кал, юные японские певцы отнюдь им
не уступают. Небольшой хор (для музы-
ки Генделя —
„всего“ 21 человек) чрез-
вычайно гибок и выразителен; из-за от-
сутствия массивности
не создается
ощущения дисбаланса, когда после него
начинают звучать сольные вокальные
номера. Выше всяких похвал оркестр —
едва ли не самый маленький по составу
А у п и о М а г а з и м 6 / 1 9 9 8
предыдущая страница 67 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн следующая страница 69 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст