Паганини заменить его „странный" смы-
чок смычком конструкции Турта и что
тот решительно откатился это сделать.
Почему же новатор скрипичною искус-
ства, каким представляет генуэзского
виртуоза романтический миф, гак и не
принял считающуюся более современ-
ной туртовскую модель? Ведь она созда-
валась в расчете на кантиленний испол-
нительский стиль Виотти (по существу-
ющей легенде, 'Гурт в процессе работы
надпей консультировался с ведущим па-
рижским скрипачом) и ее применение
позволило бы Паганини завуалировать
некоторые проблемы, связанные С ис-
полнением кантилены. Дело, ио-внди-
мому, было в том, что исполнение прыга-
ющих штрихов туртовским смычком
вызывает большую трудность (вот одна
из причин, находящихся у истоков мифа
о запредельной сложности сочинений
скрипача, - их принято играть смычком
не той конструкции!). Паганини предпо-
чел не выходи ть за рамки органичного
для себя исполнительского стиля и оста-
новился на модификации крамеровской
модели (удлинение трости, утяжеление
колодки). По всей видимости, усовер-
шенствованный именно таким образом
смычок Он называл смычком „alla Paga-
nini" (см. письмо к Луиджи Джерми от
12 апреля 1833 г.).
Архаичность смычка Паганини за-
ставляег внимательнее присмотреться и
к его манере держать инструмент. За
Тем, в чем романтики видели проявле-
ние своеобычности, угадывается типич-
ная итальянская постановка, идущая
еще из эпохи барокко,— только, пожа-
луй. несколько утрированная: тяжесть
тела приходится на левую ногу при со-
гнутой правой (характерная „поза отды-
ха"), корпус несколько наклонен вперед,
сама скрипка, покоящаяся на ключице и
поддерживаемая левой рукой (разуме-
ется, без каких-либо дополнительных
приспособлений —
подбородника, мо-
ста), наклонена вниз, смычок держится
большим и указательным пальцами не-
сколько выше, чем принято сегодня.
В настоящее время ведется дискуссия
но поводу того, с какой стороны от под-
грифка Паганини держал инструмент.
Одни исследователи, ссылаясь на отчет-
ливое светлое пятно, повторяющее фор-
му современного подбородника, которое
можно видеть на „Саппопе“ слева от
подгрифка, склоняются к тому, что вир-
туоз держал скрипку, как это принято
сейчас —
то есть слева. Другие на осно-
вании иконографических материалов
убедительно доказывают, что он держат
ее по-старинному - справа. Сама поле-
мика весьма показательна. Во-первых,
уже то, что она имеет место, заставляет
склоняться к мысли об изменчивости
иагдииниевской постановки. Артист мог
держать инструмент как справа, так и
слева и даже над подгрифком — все за-
висело, вероятно, от технических задач.
Во-вторых, поляризация мнений и рез-
кость суждений показывают, что причи-
ной спора является не частный вопрос,—
по большому счету речь идет о том, как
должны исполняться произведения Па-
ганини сегодня - в привычной академи-
ческой манере или в аутентичной.
Вклад, внесенный академическими
скрипачами в освоение наганпнпевского
наследия, безусловно, велик н значите-
лен. Однако ничто не мешает выслушать
и другую сторону, которую пока что не
подпускают к „Саппопе" на пушечный
выстрел. Когда же мы будем иметь воз-
можность позі іаком і ггься с сочинсні іямі і
I
Iarainimi, исполненными в манере, мак-
симально приближенной к его собствен-
ной, озвученными на его инструменте и
его моделью смычка, у нас будет больше
оснований для выводов о том. какими
они были — „исчезнувшие звуки“.
..
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Из анналов истории
1989 г —
На тридцать шестом кон-
курсе „Prem io Paganini“ девятнадцати -
летний скрипач ил Пиццы Флавио Лоско
попытался исполнить сочинения Пага-
нини в аутентичной манере: барочным
смычком, с применением скордатуры. с
использованием элементов паганиниев-
ской постановки. Попытка вызвала воз-
мущение академически настроенного
жюри во главе с Сальваторе Аккардо.
Разразился скандал.
1996 г —
Французская звукозаписыва-
ющая фирма „Piene Verany" выпустила
компакт-диск с записями сонат Пагани-
ни для скрипки и гитары, исполненных
Ф. Лоско в аутентичной манере.
Г
V
' В с о о т в е т с т -
ви и с названи ем ,
“М и р а ж ” и м е е т
з а м е ч а те л ь н у ю
с п о с о б н о с т ь к а к
б ы р а с т в о р я т ь -
ся в п р о с т р а н с т -
ве, не т о л ь к о
а к у с ти ч е с к и ,
н о и в и з у а л ь н о .
С ло в н о п о
в о л ш е б с т в у , м у-
з ы к а л ь н ы й о б р а з
п р о с т о ’ п о я в л я -
е т с я
"
в к о м н а т е
из т а и н с т в е н н о й
т е м н о т ы . "
R u s s e ll N o va k ,
" S te r e o p h ile "
Розничная продажа
(дилеры):
М осква (0 9 5 ):
«Оазис» 369-3033
«Фортуна» 252-0396
«Салон звука» 137-3990
«Норма» 336-7600
«Солярис» 953-5592
«0VM» 254-17-66
П е т е р б у р г (8 1 2 ):
«ММА» 325-3085
«Стайлер» 186-9465
Н о в о си б и р ск (3 8 3 2 ):
«Drive-Audio» 18-47-73
Тула (0 8 7 2 ):
«Квик» 36-25-09
(
М урм анск (8 1 5 2 ):
ТК МКТИ 23-20-68
К р а сн ояр ск (3 9 1 2 ):
ИЧП «Зырянов» 21-47-45
т а в л о в с к -К а м ч а т с к и й (4 1 5 2 2 ):
«Живой звук» 4-77-19
L
К и р о в (8 3 3 2 ):
«Инлекс» 64-45-47
Щ
Тю мень (8 3 4 5 2 ):
В
«Нирвана» 32-14-25
И р к у т с к (3 9 5 2 ):
Н
«Василиса» 27-63-19
■ ШШ
предыдущая страница 60 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн следующая страница 62 АудиоМагазин 1998 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст